В январе 1793 года Минск (в составе центральной части Белоруссии) был присоединён к Российской империи в результате 2-го раздела Речи Посполитой, и 3 апреля того же года стал центром новой Минской губернии. В 1795 году Указом Сената России было отменено магдебургское право для Минска.
По социальному составу в 1800 году в Минске насчитывалось 40,43 % мещан, 34 % цеховых, 12,03 % дворян, 2,53 % купцов, 2,49 % духовенства, 1,78 % крестьян и 6,7 % других социальных групп, а в 1861 году — 54,19 % мещан, 13,03 % цеховых, 12,66 % военнослужащих, 10,82 % дворян, 2,33 % купцов, 2,12 % чиновников и почётных горожан, 1,13 % крестьян, 1,06 % духовенства, 0,56 % дворовых, 2,06 % других категорий населения.
Важнейшее события для дальнейшего развития — появление железной дороги. В 1871-м через Минск была проложена железная дорога Варшава—Москва, а в 1873 году Минск становится железнодорожным узлом ввиду открытия Либаво-Роменской железной дороги. В 1872 году в городе появился водопровод, в 1890-м телефон, а в 1894 году — первая электростанция. В 1900 году в Минске было 58 фабрик и заводов. По переписи 1897 года в городе было 91 494 жителя. Более половины населения (47 561) — евреи.
К началу XX века Минск становится вторым главным центром (после Вильны) белорусского политического движения. В 1898 году в Минске в частном доме на Захарьевской улице состоялся I съезд РСДРП. Долгий мир был прерван Первой мировой войной, в 1915 году город становится фронтовым, когда в нём размещается штаб 10-й армии. В городе располагалось множество госпиталей и складов.