Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Мозырь в составе ВКЛ и Речи Поспалитой


В ХIII-ХIV веках в Восточной Европе образовалось большое феодальное государство. Называлось оно княжество Литовское, Жамойское и Русское. В его состав вошли литовские, белорусские, украинские и часть русских земель. Эти земли присоединились к Великому Княжеству Литовскому, Жамойскому и Русскому, как указывает московский историк В. Т. Пашуто, путем соглашения князей литовских с белорусскими и украинскими феодалами при сохранении за последними прежних льгот, привилегии и определенного самоуправления по принципу "мы старины не рухаем".


К началу XV века Великое княжество Литовское занимало обширную территорию. Его границы простирались от Жмуди (Жемайтии - западной части современной Литвы) и Поддяшья до рек Угры, Оки и Оскола на востоке, от верховьев Вилки и Ржева на севере до причерноморских степей на юге. При великом князе Витовте Кейстутовиче была, уже завоевана территория между устьями Днепра и Днестра и воины Великого княжества вышли к берегам Черного моря.

В составе ВКЛ Мозырь продолжает развиваться как; торгово-ремесленное поселение. Статус его был определен как "господарский город", а это значит, что Мозырь не попал в частные руки и являлся собственностью государства.

В 1413 году на Гродненском сейме в Литве было .решено создать по польскому образцу воеводства. Наш город с окрестностями вошел в состав Минского воеводства, которое делилось на три повета: Речицкий, Минский и Мозырский.

Мозырские купцы XV века имели обширные торговые связи. Припятский торговый путь связывал их с Киевом, Пинском, Брестом, а через эти города с Россией, Польшей и Прибалтикой.


Но власть великого Литовского князя не могла в полной мере оградить город от разрушений, которые следовали в результате набегов крымских татар. Такие набеги имели место в 1497, 1521 и даже в 1534 годах.

Во время первого набега одна из орд крымских татар через Волынь прорвалась на Мозырщину. В Скрыгалове татарами был застигнут Киевский митрополит Макарий. На берегу озера его убили. В 1897 году на месте гибели митрополита Макария в присутствии священника З. Завитневича, профессора Киевской духовной академии, памятник поставили с иконой, а в Скрыгалове в его честь построили часовню. Этот год был очень трудным: плохой урожай, татарский набег. Весной 1498 года начался, голод. А последний из набегов, очевидно, имел для города очень тяжелое последствие. Обратимся к П.М.Шпилевскому: " В первых годах господства Сигизмунда 1-го перекопские татары стали тревожить западнорусский край, и Мозырь - один из первых городов, попавший в число в татарщины. Татарские набеги на Мозырь породили героев, среди которых народные песни прославляют храброго неустрашимого Базара, родом грека. Базар не раз громил татар и в награду за свои услуги получил от короля Сигизмунда поместье Ипогор, близ Мозыря. Через два года Базар был взят в плен татарами и убит. Ипогор перешел во владение другого такого же храброго воина - Демьяна Ленка, называвшего в грамотах: Ленко Иногорский. Такая фамилия Ленка, преобразовавшаяся в Ленкевича впоследствии является представительницей старостовского звания на Мозырщине: один из Ленкевичей был первым мозырским старостой. Несмотря на появление таких героев, татары все-таки не оставляли Мозырь в покое и в 1534 году немилосердно выжгли город и перерезали жителей. Как сообщают источники: "Мозырь не существовал до 1609 года". Слухи о гибели преувеличены. Но об этом рассказ впереди, а пока снова вернемся к концу XV века.

Видимо, под впечатлением татарского нападения на Киев в 1482 году, старостой Михаилом Гашным был построен Мозырский замок. Но В.П.Семенов ставит под сомнение эту дату, утверждая, что в это время мог быть только восстановлен ранее существовавший замок и введены усовершенствования (на месте бывшего городского детинца). Первые достоверные сведения о Мозыреком замке относятся к 1509 году. Собственно, замок состоял из трех башен, соединенных оградой, и нескольких домов между ними, которые также выполняли роль оборонных сооружений. Перед замком был сооружен паркан - передовое укрепление. В замке находилась церковь Святого Спаса, несколько жилых и хозяйственных построек, колодец. Остатки одного из строений этого периода удалось найти при археологических раскопках в северной части замчища.

В 1507 году началась война с Русским государством. Часть белорусских и украинских феодалов во главе с Михаилом Глинским пыталась добиться перехода в подданство московского князя. Глинский открыто выступил против Сигизмунда I весной 1507 года. Его поддержали Мозырь, Гомель, Бобруйск и другие белорусские города. По некоторым данным, он, захватил при помощи русских войск Мозырь и в 1508 году тайно заключил здесь договор с крымским ханом Менгли Гиреем.

После погромов, учиненных перекопскими татарами в 1521 и 1534 годах, город не успели отстроить, т.к. началась новая война с Москвой. Третья московская рать под началом князя Федора Овчины-Телепневского- Оболенского, выйдя из Стародуба, двинулись в поход на запад, опустошив в 1536 году окрестности Могилева, Мозыря, Турова "не уступая в лютости татарам." Мозырь был разорен. Но как бы ни были велики разрушения, город все-таки продолжал существовать. Об этом свидетельствуют описи имущества, проведенные в Мозырском замке в 1552 и 1567 годах. Замок был заново отстроен в середине XVI века наместником польского короля мозырским старостой Николаем Нарбутом, воеводой Подляцким. Староста заявил, что восстановленный замок будет символом вечного господства здесь польской короны.

Для тех времен замок представлял внушительное укрепление. На его вооружение имелось 10 орудий (5 больших и 5 малых), 53 гаковницы, достаточное количество ядер, пороху, свинца и серы. К замку были приписаны две волости: Мозырская (28 сел) и Бчицкая (Птическая) (14 сел). Мозырская волость располагалась от реки Птичь, на западе, до Вити, на востоке. Мозырский замок считался государственным и для его содержания работали не только мозырские мещане, но и крестьяне, прописанных к замку волостей. В замковых работах при нужде принимали участие и крепостные окольных дворян. Мещанское население города, крестьяне волостей несли в пользу замка целый ряд повинностей, кроме того, тяглое население было обложено поземельным налогом. Мещане имели некоторые вольности: могли заготавливать себе дрова, строевой лес, косить сено. Всего 30 мещанских дворов имели землю, которую они арендовали или покупали у окрестных селян. Мещане платили за эти участки Куничную дань в 7 грошей и в 2 пенязя. Не имевшие пахотной земли платили "поворотщину", т.е. подворную дань по 1 грошу и 2 пенязя. Для нужд замка взималась также дорожная пошлина: "мыто водяное" (с людей плывущих по реке) и "сухой дорогою". В это время пытались построить мост через Припять, и на нужды строительства от воза брали 0,5 гроша, а если везли соль, рыбу или горелку, то и особую плату.

Состав населения города, находящегося на рубеже Белоруссии и Украины, был пестрым и не постоянным: многих жителей называли "прохожими". По описи 1552 года в Мозыре проживало 1500 человек.

Согласно "Устава на волоки" Сигизмунда II Августа, введенного с 1557 года, у крестьян отрезали землю. Нормой надела для одного хозяйства была волока земли (21,3 га), разбитая на три поля. Бедняки получили уменьшенные наделы,в среднем пол волоки. Дворищи распадались на отдельные "дымы", состоящие обычно из двух семей (отец и женатый сын, два сына и т.д.). Устанавливалась барщина: 2 дня с волоки, уплата оброка деньгами и продуктами. Крестьянин лишался права перехода к другому хозяину, должен был отдавать десятину в пользу церкви, выполнять государственные повинности (ремонт замков, исправление дорог, перевозки и др.). До принятия Третьего Статута Великого княжества Литовского, который окончательно закрепостил белорусское крестьянство, оставалось совсем немного - чуть более 30 лет. И в это время жители Мозыря отказывались выполнять натуральные повинности, мотивируя этот поступок следующим образом: "Мы, как люди городские, будем жить торговлей, ремеслом и рекой". Это заявление мозырян свидетельствует о том, что к середине XVI века город не смотря на свои небольшие размеры, начинает активно выделятся из сельского округа как ремесленный и торговый центр.

После разграничения 1564 года, в состав Мозырского повета вошла Брагинская волость. С 1566 года Мозырский повет по реформе Виленго сейма входил в состав Киевского воеводства. Это положение сохранялось вплоть до принятия Люблинской Унии и образования в 1569 году Речи Посполитой - объединенного польско-литовского феодального государства, куда вошли белорусские и украинские земли. Мозырь вновь становится поветовым центром Минского воеводства.

3 декабря 1576 года в городском замке вновь была произведена инвентаризация. Инвентарь составил Метеуш Возницкий. Давайте, уважаемые читатели, последуем за автором и войдем зрительно в средневековую мозырскую твердыню.

"Сначала у входа в замок первая башня у замковых ворот по левой стороне с 6 исправленными ярусами. (Замок располагался в северо-западной части холма между современными площадями Ленина и Горько, улицами Советской и Комсомольской. Ворота замка находились в начале улицы Гора Коммунаров, напротив военного комиссариата). Вторая башня по левую сторону от входа в замок с 6 ярусами, по 2 без настилов. Третья башня Птичская. На ней купол, покрытый белой жестью, 6 ярусов, но только 3 с настилами. В этой башне горница с печью, без стекол. Также 6 ярусов, но с настилами только 5. Возле этой четвертой башни с одной стороны горница и напротив нее клеть без стекол. С одной стороны этой нее башни другая горница с печью, а напротив комната без стекол. В замке, внизу, 2 горницы с печами, но очень плохими, и 2 клети подгнившие, без стекол. Третья горница не застекленная в замке у самой земли. Напротив нее сени с ободранной крышей. Гридница в замке с ободранной крышей, а напротив нее кухня. Колодец крытый с одним ведром. 3 исправных амбара. Один погреб исправный, а другой уже завален. Все в замке, как башни, так и стенные зубцы, в значительной части не покрыты.

Огнестрельное оружие в замке.

Медная пушка, которая стоит у ворот, в 9 с половиной пядей - старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного. Вторая медная пушка в той же башне у от также 9 с половиной пядей. Третья медная пушка в той же башне на третьем ярусе в 13 пядей. Четвертая медная пушка по правую сторону от входа в замок в 9 с половиной пядей для ядер меньшего калибра.

Все эти пушки стоят на окованных колесах со всеми принадлежностями. 3 окованные железные малокалиберные пушечки.

Старая железная пушка, привязанная веревкой к лафету, в 3 пяди. 4 железных шеста. Железная ступа для размельчения пороха. 46 пищалей. Клеть, облепленная глиной, для хранения пороха. 2 рыбные бочки и половина бочонка пушечного пороха.

Порох для пищалей.

Первая бочка неполная на три пальца. Вторая бочка неполная на пядь. Третья бочка неполная на ладонь, четвертая бочка полная. Пятая бочка неполная на пядь, но бочки не одинаковые, большие, также мозырские рыбные.

Ружейный порох.

Первая бочка на ладонь неполная, вторая бочка в углу возле нее также не совсем полная, третья бочка на ладонь неполная, четвертая бочка на ладонь неполная. Пятой бочки, также рыбной мозырской, больше половины. Серы третья часть бочки. Свинца четыре свиньи.

Ядер к этим двум большим пушкам каменных 190 одного калибра. К третьей пушке, длинной, 22 ядра, облитых свинцом, к ней же 14 каменных ядер. К четвертой малой пушке, находящейся в башне по правую сторону от входа в замок, 20 ядер, облитых свинцом. Малых ядер, облитых свинцом для малокалиберных пушек - 18.

Пуль для пищащий - 600. Подпорок пушечных - 18. 2 железных клина лежат у ядер. 2 пороховниц для пищалей. Пушечного пороху в клети под замком у пушкарей около двух фунтов.

Мост к замку высокий, старый, сильно поврежденный, так что и пешком по нему не пройдешь.

Перед замком две горницы, друг против друга, в которых балки подгнили, нет печей и частично крыши, нет стекол. Пекарня и напротив нее кухня с ободранной крышей. Конюшня с одной стороны подгнила. Ремонт в ней не производился".

Согласно этому документу, в Мозыре насчитывалось 350 домов, рынок с 44 каморами (лавками), 5 церквей, госпиталь. Население города составляло около двух тысяч человек. В целях укрепления городского хозяйства и, конечно же, увеличение поступлений в королевскую казну, 28 января 1577 года король Речи Посполитой Стефан Баторий подписал грамоту, по которой Мозырю предоставлялось магдебургское право, т.е. некоторая самостоятельность в управлении. Порядок выборов в городские органы самоуправления в Мозыре был одноступенчатым: мещане с войтом избирали весь состав городской рады. Согласно магдебургскому праву этот орган самоуправления во главе с бургомистром должен был собираться "не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько понадобиться". Городским войтом был назначен подкомарий Виленский Николай Ясинский, которому дана была полная власть "по всем делам об уголовных преступлениях". В помощь войту горожане ежегодно должны были избирать четырех лиц, которые постоянно проживали в городе. Мозырю была пожалована собственная печать в виде орла. Горожанам предоставлялось право свободной рубки, сбора, вывоза из королевских лесов и рощ деревьев, бревен для домашних нужд на четыре линии в окружности от Мозыря.


В дополнение к существовавшим рыночным торгам (базарам), проводившимся по пятницам, в городе учредили две ежегодные ярмарки: первая - в день святого Ильи (август), вторая - в день святого Василия (январь). На эти ярмарки и базары разрешалось приезжать людям любых сословий, из различных городов, с различными товарами. После заключения в 1596 году Брестской церковной унии, год спустя, король Речи Посполитой Зигмунд Ш дает русскому духовенству Мозыря полную свободу от влияния воеводы и всяких гражданских властей, что в это время было особым актом исключительной веротерпимости. Казалось бы на городском горизонте нет, или совсем мало туч. Но это только казалось. Летописец писал под 1587 годом: "мало не пуста земля была... неурожаи, голода мае, болезни, мор, лета ненастные, неурожайные". А тут еще постой войск. Например, стоял в Мозыре в 1596 году гетман Полоус, казаки которого причиняли жителям города много обид и разорении. А тут еще не всегда везло со старостами. По свидетельству авторов географического словаря королевства Польского, изданного в 1885 году, "Около 1603 года произошло великое бедствие в Мозыре. Управлял тогда староством некто Полонский, привлеченный, якобы, сокровищами местными в замковых стенах, приблизил к себе замковую казну и предав огню замок и город пропал без вести. Выгорел тогда замок и город полностью, закрыл тайну низкого поступка в пожарищах и руинах, так как Полонский исчез бесследно, и оставив только домыслы для истории".

В начале XVII века мещане Мозыря предприняли решительные меры против наступления феодалов на права горожан. Повод для возмущения дал староста мозырский, который подчинил своей власти часть мещан города, объявил их своими поданными - они попадали под юрисдикцию а, т.е. лишил этих людей магдебургекого права. 3 октября 1615 года, доведенные до отчаяния феодальными поборами, самовольством городского старосты, замковой администрации и арендаторов, жители Мозыря, возглавляемые бургомистром Жданом Мушей, Иваном Крицким, Иваном Волчком, сапожником Дорошко, вооружились и осадили замок. В столкновении были убиты три представителя замковой администрации и арендаторов. В результате восстания власть в городе перешла в руки магистра. Но до полной победы было еще далеко. Королевский наместник не пожелал возвратить под юрисдикцию магистрату часть жителей Мозыря, которую он пытался подчинить себе. Поэтому летом 1616 года мозыряне вновь взялись за оружие и напали на замок. С большим трудом королевским войскам и шляхте удалось подавить восстание, но через несколько месяцев оно вспыхнуло с новой силой. Его участником стал, в основном, городской плебе, или, как говорится в документе, "люди свовольные, людные". Это с самого начала движения, объединившего разрозненные выступления в единую цепь, придало ему острый наступательный харакрер. Мещане составили отряд из нескольких сот человек. Восставшие заявили об отказе уплаты налогов и поборов в казну, подвергли аресту жителей города, не принявших участия в восстании. Судя по тексту судебного разбирательства, это была городская верхушка. Гнев восставших обрушился также на арендаторов и шляхту, жившую в городе. Околичной шляхте было запрещено въезжать в город под страхом смерти. Блокировав замок, восставшие захватили власть в городе, избрали войта и все причитающиеся казне поборы, обратили в доход города.

Как полагает З.Ю.Копысский, восстание горожан Мозыря, начавшееся как борьба за сохранение своих сословных привилегий, вскоре развернулась в социально-политическое движение городских низов против феодального класса и городской верхушки. А запрет шляхте появляться в городе - единственный случай среди сохранившихся сведений о борьбе горожан за свои права. Как закончилось восстание - источники не сообщают. Из разбирательства в великокняжинском (асессорском) суде можно заключить, что оно длилось несколько месяцев, ибо в вину восставшим ставилось, что из-за бунта несколько месяцев "не заседал замковый суд". Власти вынуждены были пойти на уступки восставшим. В 1622 году суд принял решение, по которому мещане, находившиеся под властью замка, получали магдебургекое право и передавались под юрисдикцию городского самоуправления. В доход города также был отдан ряд поборов с торговли и ремесла.


Политические, экономические и социальные процессы, протекавшие во второй половине XVI - первой половине XVII веков, не дают нам возможность утверждать, что Мозырщина, как составная часть Речи Посполитой, относилась к процветающим регионам. В 1588 году принимается Третий Статут Великого княжества Литовского, который юридически оформил окончательное закрепощение белорусских крестьян, а в октябре 1596 года в городе Бресте была заключена церковная уния, которая фактически поставила в Речи Посполитой православную церковь в зависимость от католицизма. Теперь к экономическому и национальному угнетению прибавляется еще и религиозное: насильственное насаждение католической веры среди жителей Мозыря и Мозырского повета, поскольку население здесь в подавляющем большинстве было православным.


Недовольство народа увеличением феодальных поборов, усилением национального и религиозного гнета росло и в 1648 году и вылилось в национально-освободительную войну, пожар которой вспыхнул на Украине и в Белоруссии. Основной силой восставших было запорожское казачество, возглавлял которое гетман Богдан Хмельницкий. Яркую страницу в истории "казацких войн" вписали и жители Мозыря.

К лету 1648 года восстание, начавшееся на Украине, перекинулось к нам, в Белоруссию. Поднялись многие белорусские города. И в начале первых в пограничных с Украиной землях: Брест, Пинск, Туров, Мозырь. Богдан Хмельницкий придавал большое значение этим городам, т.к. они прикрывали правый фланг казачьего войска и отвлекали на себя значительные военные силы Речи Посполитой. Сюда, на помощь белорусам, он присылал казачьи отряды во главе с опытными атаманами: Галаватским, Кривошапкой, Микулицким, Горкушей, Соколовским, Бутом и др. Хорошо понимали значение городов, расположение на реке Припять, и в Речи Посполитой. Именно сюда и направил первые удары своего войска виленский вольный (пограничный) воевода Януш Радзивилл. Его многочисленные хоругви, состоявшие из шляхты и наемников, рассчитывали с захватом Пинска, Турова перерезать пути казацким отрядам из Украины в Белоруссию, а затем обрушиться на фланг или тыл войска Богдана Хмельцкого.

К лету 1648 года Мозырь стал одним из пунктов сосредоточения отрядов восставших, бойцами которых становились городские жители, крестьяне окрестных деревень, казаки. Повстанцев возглавил мозырский ремесленник Иван Столяр. Горожане составляли особую хоругвь под предводительством мозырского ремесленника Седляра (седельного мастера). В начале августа к Мозырю прибыл, посланный Богданом Хмельницким, 2-х тысячный отряд атамана Яна Соколовского, который затем ушел к Слуцку. А в нашем городе его сменили казаки полковника Михненко. Михненко привел к нам своих казаков из Туровщины. Отряд шляхты и наемников под началом писаря Воловича был разгромлен внезапным ударом под Мозырем и бежал.

Восставшие жители Мозыря объединились с казаками Михненко, справились с приверженцами католической веры и старой власти.

После захвата в октябре 1648 года Пинска, войско Я.Радзивилла двинулись тремя колоннами вдоль берегов Припяти на восток. Около Нобеля к нему присоединилось войско Мирнского. Шляхтичи располагали введениями, что к концу, августа, - началу сентября силы повстанцев в Мозыре составили "400 человек из черни здешних краев. Среди этих 400 набрана одна хоругвь из самого города". Таким образом, удельный вес казачества в общей массе повстанцев, как казалось Радзивиллу, был не очень большим.

18 января 1649 года хоругви шляхтичей и наемников подошли к Турову. В этом городе находилось в то время около 2 тысяч повстанцев, которыми командовал Кондрат Цевка, называвший себя "полковником туровским". В составе его отрядов было около четырехсот казаков. Туровчане, узнав о приближении крупных сил противника, не ввязываясь в сражения, отступили к Мозырю.

Оставив в Турове обоз, Радзивилл двинул свое войско далее вниз по Припяти, к нашему городу. Шесть легких хоругвей он направил в Овручскую броду (по всей вероятности, он находился на реке Словечна), чтобы не допускать к городу подхода подкрепили из Украины и перерезать возможный путь отступления повстанцев. Заняв Скрыгаловскую Слободу, Радзивилл выслал к Мозырю на разведку одну из своих личных хоругвей.


Расположенный на правом берегу Припяти, по вершинам и склонам возвышенности, на самой Спасской или, как ее иначе называли, Замковой горе и вокруг нее, Мозырь был хорошо укреплен. Вершину возвышенности занимал описанный нами ранее деревянный замок, боевые башни которого были соединены стенами из толстых дубовых бревен, обмазанных с наружной стороны глиняным раствором. Стены достигали в высоту 8-ми а то и 10-ти метров. Замок был окружен (исключая сторону реки) высоким валом и рвом, через который переброшен мост, соединявший крепость с посадом. По склонам возвышенности вокруг замка были расположены дома, лавки, мастерские, хозяйственные постройки жителей посада. С трех сторон город, как и замок, был обнесен деревянной стеной, валом и глубоким, до 10 м, рвом. Со стороны высокого и обрывистого берега Припяти укреплений не было. Хочется заметить, что в те времена волны реки плескались там, где сейчас пролегает Советская улица, а площади, окружающие Замковую гору, были заливами Припяти.

Итак, учитывая условия зимы, мозырские и туровские повстанцы готовились к жестокому бою. Они укрепляли городские и замковые стены, перегораживали улицы посада ледяными глыбами и деревянными срубами, наполненными землей. Перед городской стеной были сооружены дополнительные сооружения из заостренных бревен, вкопанных в землю с наружным наклоном, связанных между собою и заваленных сзади землей и ледяными глыбами. Склоны валов, крепостные бастионы повстанцы залили водой. Вдоль берега Припяти они сделали широкие проруби, лед из которых шел на сооружение уличных баррикад. С этой стороны к городу подступиться было, практически, невозможно.

К повстанцем был послан гонец с письмом, в котором Радзивилл требовал прекратить сопротивление и впустить в город его войско. За то, что повстанцы сложат оружие, князь обещал право горожан и казакам свободного выхода из города. Но мозыряне знали цену подобным обещаниям: жители Пинска и Турова, даже не оказавшие сопротивления, были по приказу гетмана уничтожены. Вместе с казаками они отвергли предложение о капитуляции, а гонца, который привез им это письмо, заковали в цепи и посадили в подвал.

Хоругви, посланные к Овручскому броду, подошли к Мозырю с юга и остановились в деревне Наружновичи (возможно, нынешние Булавки или Бобренята) на расстоянии мили от города. Она оказалась настолько неожиданной для воинов Радзивилла, что, по сообщению шляхтича Богусдава Машкевича, находившегося в войске князя в качестве хрониста, наемники и шляхтичи, застигнутые врасплох, едва успели опомниться и убежать. Шляхетский знаменщик удирал от повстанцев босиком. Подоспевшие к Наружновичам дружины сдержали натиск отряда Михненко и восставшие вынуждены были вернуться в город.

К концу января все хоругви Радзивилла подошли к Мозырю, окружив его плотным кольцом. Ранним утром 29 числа князь приказал начать штурм города. После артиллерийского обстрела пехотинцы ринулись на приступ, но первая атака успеха не имела. С большими потерями они были отброшены повстанцами от городской стены. Их попытка ворваться в город с другой стороны тоже окончилась неудачей. Не принесли успеха и атаки на позиции мозырян и казаков в конном строю. Тогда Радзивилл приказал всему войску спешиться и, после долгого обстрела города из пушек, с трех сторон начал штурм. Повстанцы несколько раз отбрасывали противника от стены, но долго; противостоять профессиональной, хорошо обученной военному делу армии они не могли. Тем более, что драгуны использовали интересный, с точки зрения военной хитрости и тактики, прием. Они под прикрытием нескольких обозных саней, нагруженными приблизились к воротам (по всей вероятности, со стороны нынешней улицы Фрунзе), выбили их тяжелыми бревнами (таранами) и ворвались в город. На улицах начались ожесточенные рукопашные схватки. наемники и шляхтичи оттеснили повстанцев от городской стены и других сторон. Повстанцы, закрывались в домах, умирали в упорном бою, не переставая стрелять, защищая каждую постройку, каждый подвал, каждую баррикаду.

К концу короткого зимнего дня нападавшие ворвались в замок. Одна из групп повстанцев была оттеснена к берегу Припяти и прижата к широким прорубям, где и произошла последняя отчаянная схватка. Мозыряне и казаки сражались до последнего. Они гибли в ледяной воде Припяти, но в пленне сдавались. Один из руководителей восстания - Седляр, каким-то образом в суматохе боя, воспользовавшись наступившими сумерками, на лошади вырвался из города. Бросившийся в погоню драгун уже почти настиг беглеца и даже занес над ним руку с саблей для последнего удара, но лошадь вдруг споткнулась и он вылетел из седла, ударился о мерзлую землю и потерял сознание. Лошадь драгуна поднялась не получив травмы, и последовала за повстанцем. Дальнейшая судьба Седляра не известна.

Особенно "отличились" во время штурма Мозыря командиры хоругвей Н.Гозенский и К.Тузенгауз. Прошел слух, что в Мозыре пленен сын казацкого атамана Головацкого, но он оказался ложным. А вот израненный полковник Михненко действительно был захвачен в плен. Радзивилл приказал сбросить его на обледенелые камни с самой высокой (Птичской) башни замка. Отрубленную голову казацкого предводителя каратели выставили на пике на городских воротах. В захваченном городе наемники и шляхтичи жгли дома, добивали раненных, зверски расправлялись с горожанами. По приказу Радзивилла замок был подожжен. Вместе с цитаделью сгорел и бернандинский мужской монастырь, существовавший в Мозыре с начала XVII века. Последние упоминания о мозырском замке относятся к 1676 году. Просуществовав почти три столетия, Мозырский замок погиб в огне "Радзивилого костра". То, что пощадил огонь: камни фундамента стен и башен, кафель и черепицу горниц, жесть и остатки деревянных стен, - было впоследствии разобрано жителями Мозыря на восстановление своих домов и хозяйственных построек. После этого разгрома Мозырский замок больше не восстанавливался. Об этих днях Богуслав Мацкевич писал: "Более других отличались немцы, которые не щадили не только самих казаков, но и женщин и детей."

Радзивилл ограбил город как профессиональный мародер. Тот же Машкевич с большим неудовольствием вспоминал: "Пехота Юсеклюза и драгуны Оттенгауза обирали в пользу князя все лавки и дома... все лучшее взяли в пользу князя остальное взяли немецкие драгуны и пехота... и не досталось нам никакой добычи, разве кто привез какую куницу или кусок сала, все же олово, медь, серебро, золото, деньги и т.п. - все это отошло на долю князя".

Войско Радзивилла стояло лагерем близ Мозыря целую неделю, залечивая полученные во время штурма города раны. Наемники и шляхтичи грабили не только город, но и окрестные деревни, убивали крестьян, принимавших участие в восстании. Затем, вместе с прибывшими из Турова обозами, войско двинулось по направлению к Бобруйску на помощь полутора тысячному отряду хорунжего Воловича.


Несмотря на жестокое подавление восстания, польской и литовской шляхте не удалось запугать белорусов, - наши предки не прекратили борьбу. Но эта борьба изматывала силы враждующих сторон, приводила в упадок и без того не блущущее хозяйство, порождала политические и социальные конфликты более мелкого масштаба. С середины XVII века Речь Посполитая вступила в полосу длительных, разорительных войн и внутренних междоусобий. Подсчитано, что из 68 лет польской истории (с 1648 по 1716) 65 лет приходится на военные годы.

Конечно, Мозырю доставалось не менее, чем другим белорусским городам.

После Переяславской Рады, в 1654 году вспыхнула новая война между Россией и Речью Посполитой. Мозырь вместе с другими белорусскими городами попадает на некоторое время в зону действия русских войск. По андрусовскому перемирению 1667 года Мозырь, как город приднепровский, остался в пределах Речи Посполитой. В период "казацких" воин он пострадал до такой степени, что даже численность населения в нем значительно сократилось. Дело дошло до того, что при короле Яне Сабесском в 1676 году было принято постановление о бессрочном освобождении Мозыря от всяких прохождений и постоев войск. Продолжались волнения в Мозырском повете. По-прежнему частыми гостями здесь были украинские казаки. В марте 1677 года в ответ на многочисленные жалобы феодалов Великого княжества Литовского коронный гетман Д.Вишневецкий обратился к "панам полковникам, сотникам и всем старшинам войска, Речи Посполитой Запорожского" со специальным универсалом, в котором приказывал, чтобы никто "в добрах, расположенных в Литовском Полесье и прежде всего в Мозырском и других поветах Великого княжества Литовского, не осмеливался останавливаться, выбирать провиант и чинить какие-либо хотя малейшие обиды". Гетман предупреждал, что тех, кто будет разорять шляхские имения, он подвергает жестокому наказанию. Однако и этот универсал не дал желаемых результатов. Поэтому 14 мая 1677 года; в ответ на новые жалобы магнатов и шляхты, коронный гетман СЯблонский вновь строжайше запретил украинским казакам вторгаться в пределы Мозырского повета и причинять "обиды обывателям". В связи с этим и другими потрясениями убыль населения Мозырского повета к концу XVII века составил 60%. Король Август II вынужден издать в 1698 году специальный Привелей на освобождение города от разного рода повинностей "по поводу бывших в нем разорении и не приятельских опустошений". Что же представлял собой Мозырь в это время? Давайте, уважаемые читатели, совместно с В.И.Пашевичем совершим небольшое путешествие в наш город конца первой четверти XVIII века.

Для планировки Мозыря первой половины XVIII века была характерна так называемая веерная система, образованная улицами, расходившимися от рыночной площади по разным направлениям. В инвентаре 1724 года упоминаются улицы Киевская, Овручская, Свидовская, Нагорная, и Гончая. Существовали также улицы вдоль реки и около Замковой горы, но их названия в инвентаре не приводятся. За пределами города, вдоль дорог, находились обширные поместья.


Согласно данным инвентаря в Мозыре было два замка - Верхний (Старый), который размещался на Замковой горе, и Нижний. К сожалений, об их укреплениях ничего не сообщается. По всей вероятности, эти названия отражали только память о тех временах, когда в Мозыре еще не был уничтожен настоящий замок.

У подножья Замковой горы находилась рыночная площадь, к северо-западу от нее, на месте нынешней центральной площади города место сосредоточения административной и экономической жизни города. Здесь располагалась новая городская ратуша, пекарня и конюшня. Торговля велась в 56 крамах, которые окружали площадь. Здесь же находился шпиталь (богодельня).

Инвентарь 1724 года упоминает в Мозыре ряд культурных сооружений (о них подробный разговор впереди): Николаевскую церковь, церковь Петра, православный женский монастырь с церковью св. Пятницы, основанный в 1615 году земским писарем Федором Обуховичем, церковь св. Михаила, располагавшаяся на Киевской улице, монастырь бернардинцев, основанный в 1618 году мозырским старостой Болтазаром Стравинским. Этот костел стоял первым католическим культовым сооружением в |Мозырском старостве.

Участки городской территории, на которых размещались дворы мещан измерялись в прентах (1 прент - 23,7 кв.м) и подразделялись на пустые, вольные, оседлые и боковые. Их общая площадь в Мозыре составляла 2158 прентов. В это время в городе насчитывалось 360 участков под застройку (плацев). Из них - 19 участков или 5% общего количества было пустых, причем пустовали некоторые "здавна". Они занимали 4% площади города. Вольные, т.е. освобожденные от всевозможных повинностей и принадлежащие светским и духовным феодалам, составляли 13% (45 участков). Однако, площадь, занимаемая ими, была внушительной - более 26% городской территории. Таким образом, в первой четверти XVIII века 30% территории Мозыря приходилось на вольные и пустые плацы, которые были исключены из сферы налогообложения и выполнения повинностей.

Размеры городских плацев были неодинаковыми и колебались в широких пределах, от 1 до 18%. Средние и крупные мещанские дворы находились на Овручской и Свиридовской улицах, в среднем 4 прента. Здесь проживали и представители городской администрации. Например, на Свиридовской улице находился двор маршала Мозырского повета и войта г. Мозыря Антония Оскерки. Более 3,5% достигали средние размеры участков на Киевской улице. Наименьшие размеры дворов, около 2%, имели горожане которые проживали вдоль реки Припять.

О занятиях горожан в инвентаре почти ничего не сообщается. Упоминается Якуб Анания - перевозчик и некто Ленковский - скорняк, их дворы находились не далеко от Замковой горы. На Овручской улице проживал органист костела. Говорится о существовании в Мозыре корчмы, мельницы и воскобойни. Жители города наряду с ремеслом занимались и сельским хозяйством. Они пользовались земельными наделами, различными угодьями, типа выгонов. Огородов и т.д. За городом находилось 45 застенков (хуторов). Наиболее крупными из них были Бобры, Козенки, Бакачи, Сушей. Во владении жителей Мозыря находилось 85 волок или 1815 га пахотной земли. Недалеко от города, справа от дороги Мозырь-Каменка, располагается замковый фольварк (поместье) и деревня Лучежевичи. В фольварке был сад, в котором росли вишни и чернослив. Мещане платили с каждой волоки (21,36 га) земли по 5 злотых, с морга (0,71 га) - 3 гроша, с 1 прента городского плаца - 1 грош. Общая сумма денежной ренты с Мозыря согласно данным инвентаря 1724 года, составляло 1052 злотых.

Неоднородным был национальный состав горожан. Подавляющее их число составляли белорусы. Но жили в Мозыре поляки, литовцы, евреи. Об их численности в начале XVIII века судить трудно, т.е. никаких цифровых данных не имеется, только встречается упоминание что, например, сумма налогового сбора с еврейского населения города в 1724 году составило 100 злотых. Для более позднего периода есть конкретные цифры. Например, через 40 лет, в 1765 году в Мозыре проживало 307 евреев.

Подсчитать достаточно точно общую численность населения в городе позволяют данные о количестве дымов. Дым - единица налогообложения в те времена. В основном, это был отдельный двор. В 1724 году в Мозыре насчитывалось 170 дымов. Однако, придется учитывать тот факт, что в это количество дымов не вошли плацы, свободные от налогов, и боковые, где также проживало часть горожан. И если принять во внимание обстоятельства и исходить из средней .цифры населенности дыма, принятой в исторической науке, в 6 человек, то численность населения Мозыря в то время достигло 1,5 тыс. человек. На протяжении последующих десятилетий наблюдался постоянный рост населения в городе и к концу XVIII века в Мозыре насчитывалось около 2,4 тыс: жителей.

В середине и второй половине XVIII века на Мозырщине было неспокойно. Под влиянием событий на Украине широкий размах приобрели бунты и волнения крепостных крестьян и части малоимущего городского и сельского населения здесь, на юге Белоруссии, в Полесье. В связи с этим, как отмечает А.П.Игнатенко, в ноябре 1736 года гетман польный Великого княжества Литовского Радзивилл обратился к полковнику пятигорской хоругви Слизне: со специальным ордонансом, в котором; приказал привести хоругви в состояние боевой готовности. Аналогичные приказы были отправлены и двум татарским хоругвям - Козетульского и Ахматовича, которые должны, были расположиться в Мозырском повете вдоль границы с Украиной, т.к. правительство ВКЛ опасалось, что проходы казацких отрядов на Мозырщину не будет способствовать социальной и военной стабильности в этом регионе. Но стоявший в районе Мозыря татарский полк был не в состоянии противостоять набиравшим силу и грозившим перерасти в настоящее восстание событиям. Поэтому в феврале 1738 года в Мозырский повет был направлен со своей хоругвью полковник Неслуховский, под командованием которого дополнительно передавалась хоругвь маршалка Великого княжества Литовского Сангушки, а также четыре пятигорские хоругви - Понятовского, новогрудского кастеляна Незабытовского. С этими силами и татарскими хоругвями, которые находились в Мозыре, Неслуховский должен был пристально наблюдать за действиями повстанцев и им сочувствовавших, не допуская вторжения гайдамаков в пределы Великого княжества Литовского.

В декабре 1747 года гетман ВКЛ приказал польному стражнику Барановичу направить для подавления волнений в Мозырский уезд (в местечко Воробьевку, где появились гайдамаки, а у поляков там было всего две хоругви, усиленные радзивилловскими казаками и местной милицией) еще две хоругви: Ш.Барановского, находившуюся на зимних квартирах в Мозыре, и Лисовского, стоявшую в местечке Заганы.

Летом 1750 года, под Мозырем, в урочище Кимборовка был разгромлен недавно построенный женский цистерианский монастырь. По всей видимости, не обошлось здесь без участия казаков, т.к. они по-прежнему являются частыми гостями в наших местах. Именно в указанное время один из отрядов украинских казаков под командованием И.Пдоляко, скрываясь днем в прибрежных камышах, а ночами на больших лодках (дубах) поднимаясь вверх по Днепру и Припяти, высадился в окрестностях Мозыря. Тогда же повстанцами и казаками был захвачен Брагин, разгромлены расположенные вдоль Припяти многие имения феодалов. Местные власти и направленный ранее Мозырский повет войска, оказались не в состоянии справиться с волнениями. В марте 1751 года послы от Мозырского повета, прибывшие к литовскому гетману, жаловались на постоянные наезды гайдамаков и бунты собственных подданных просили присылки новых военных сил. В ответ на эту просьбу гетман направил в Мозырь полковника Барановского с четырьмя хоругвями. Всего в этот район Полесья прибыло около половины всей кавалерии Великого княжества Литовского. Войскам приписывалось явиться в Мозырь к 12 мая и, расположившись там, громить отряды повстанцев и гайдамаков, обеспечивая спокойствие в Мозырском и Речицком поветах. Но сделать это было не легко.

Свидетельствуют об этом следующие примеры. Подсудья Мозырского повета Я.Прижибора 14 декабря 1755 года писал секретарю русского посольства в Речи Посполитой Ржичевскому, что " показанные в реестре собственные мои подданные, бежавшие в Россию, в гайдамаки обратились" и, возвратившись обратно, громят его имение. В этом письме Я.Прижибора просил защитить его жизнь и имущество. Далее: в 1756 году вспыхнуло крестьянское восстание в Мозырских имениях князя М.Радзивилла. Местная администрация оказалась не в состоянии справиться с этим выступлением. Поэтому за его усмирение взялся сам Радзивилл.

Восстание было подавлено, а его руководители казнены. Варшавский сейм в 1764 году был вынужден принять специальное решение, в котором (уже в который раз) приказывалось войскам Великого княжества Литовского обеспечить покой в этом районе. Но эта мера оказалась несостоятельной: в 1769 году в руках бунтовщиков оказалась целая волость Мозырского повета - Каменецкая.

Шел к концу XVIII век. Приближался новый резкий поворот в исторической судьбе нашего города. В начале 90-х годов он войдет в состав Российской империи. Поэтому, на наш взгляд, уважаемый читатель, будет не лишним познакомить тебя с описанием Мозыря и его окрестностей, сделанным в конце 20-х годов нашего века энтузиастом - краеведом А.И.Круковским по плану города 1769 года. Если рассмотреть этот план и пояснительную записку к нему, как утверждает автор, то можно много сделать интересных открытий, выявить исторических деталей. В верхней части плана находится ряд деревьев, обозначающих границы городской земли. Опускаясь от этой границы вниз, по направлению к реке, можно встретить следующие населенные пункты: Колочовку (сейчас Сидельники), Ясенщину, Пеньки, хутор Матрунки, Козенки, Бобры, Булавки, Проньки, Лучежевичи, Телепуны.

Если рассматривать сам Мозырь, то можно установить, что он состоял в то время только из улиц Пятницкой (ныне Куйбышева), Слуцкой (Советская, от Примостовой площади до площади Ленина, Киевская от центральной площади до нынешнего рынка), которая являлась самой заселенной улицей города. Но на улице Киевской дома были расположены только одной стороны - со стороны реки, у подножья Замковой горы построек не было. Житомирская улица (нынешняя ул. Горького), Базарная площадь (нынешняя центральная) - вот и все. Других улиц и переулков не было вовсе. Согласно этому плану, можно представить себе Мозырь в те времена как небольшой городок. В беспорядке разбросаны постройки на небольшой территории среди возвышенностей и лощин. Большое количество церквей и монастырей (о них у нас разговор еще впереди) приходилось на сравнительно небольшое число жителей - около 1,5 тысячи человек.

А.И.Круковский насчитывает в нем 211 дворов, 6 церквей, ратушу, 2 мастерские для обжига кирпича. Если сравнить эти цифры с данными инвентаря 1552 года, то не трудно заметить, что город не только не развился, расширился, увеличился за два с лишним столетия, но и кое в чем регрессировал. Шел к своему завершению трудный для Мозыря XVIII век. Частые войны и бунты, постой войск и притеснение со стороны феодалов привели в упадок хозяйство города. По этой причине сейм 1762 года освободил жителей Мозыря от уплаты налогов в королевскую казну. В 1776 году почти все белорусские города были лишены Магдебургского права. Мозырь вместе с немногими другими не вошел в это число. Очень медленно налаживалась жизнь горожан. Одними из основных занятий у них по-прежнему оставались рыбная ловля и, несколько расширившаяся, торговля крупным рогатым скотом и лошадьми.

Уж так случилось, что в конце XVIII века историческая судьба Мозыря вновь свела его с русским государством. Ослабленное многочисленными войнами с внешними врагами, непрекращающимися внутренними неурядицами и шляхетской анархией Речь Посполитая, начиная с 1762 года, подвергается территориальным разделам между сильными ее соседями: Австрией, Пруссией, Россией. В результате второго раздела этого некогда мощного и грозного государства, происшедшего в 1793 году, Мозырь и территория Мозырского уезда переходят в состав Российской империи.

В описании этого периода истории Мозырщины хочется упомянуть двух несомненно интересных людей. В конце XVI века в г. Мозыре жил Стефан Лован, который занимал скромный пост земского судьи. В 1592 году он был вызван в Главный Литовский трибунал по доносу Стефана Лозки, который обвинял Лована в атеизме. В те времена, когда средневе-схоластика преследовала и душила любую, отошедшую от церковных канонов, вольную мысль, это было очень серьезным обвинением. Как сказано в "Позове одному русскому секты Епикуровой", Лован утверждал, "... души в человеку, раю и пекла нет и, судного дня не будет, и человек, яко пес кровью альбо бидле сходит, и што колвек есть на свете, то все само през себе, земля, древо, вода и ншие речи сталосе, и так веки веком будет, и кому же лихо тут пекло, а кому доброе тут рай..." Это высказывание Стефана Лована утверждает нас в мысли, что он был действительно атеистом и материалистом и уже, конечно, человеком очень смелым. Неизвестно, где С.Лован получил образование, под чьим влиянием формировались его взгляды, были ли у него последователи, но представляется возможным, что в период западноевропейского ренессанса, отголоски которого, вполне вероятно, достигали и глухих уголков белорусского Полесья, мысли С.Лована нашли для себя благодарную среду. Во всяком случае, Главному Литовскому трибуналу не раз пришлось заниматься делом мозырского судьи. Правда, чем закончилось это разбирательство, нам к сожалению, не известно.

Рассказ о втором человеке, жившем через 200 лет после Стефана Лована, связан с мрачными застенками Соловецкого монастыря. Соловецкий острог оставил о себе недобрую память. На острове, омываемом холодным Белым морем находились в заточении многие неугодные властителям Российской империи люди. Заключенные содержались здесь в земляных ямах и в подземельных казематах, где было холодно, сыро, тесно и грязно. Здесь закончили свою карьеру соратники Петра I: П.П.Толстой, В.Л.Долгорукий, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский. Как рассказывает Валентин Грицкевич, трагическая судьба привела сюда 28 сентября 1794 года и 38-летнего обедневшего мозырского шляхтича Язепа Еленского, которого по приказу русской императрицы Екатерины II привезли в Соловецкий монастырь "для неисходного под стражей пребывания". Чем же так напугал великую властительницу империи бедный мозырский шляхтич? После смерти отца, случившейся осенью 1792 года, Еленский направляется в Санкт-Петербург, под впечатлением событий Великой французской буржуазной революции и польского восстания под руководством Тадеуша Костушко, начинает заниматься деятельностью противоречащей законам Российской империи.

В 1794 году он был арестован по доносу капитана Цыбульского. У него при аресте были найдены три рукописи. Одна из них выглядела как народный манифест и была адресована королю Речи Посполитой. В ней объявлялось о ликвидации крепостного права, король признавался равным с людьми других сословий, ее лозунг: "Свобода, равенство, братство". Под манифестом было написано: "Сложено в отличном городе Кракове, 10 апреля 1794 года", - именно в этом городе Польши началось восстание Т.Костюшко. Второй документ - присяга короля, который отменял крепостное право, объявлял свободу вероисповедания (что было очень важно именно для Белоруссии) и равность граждан; должны были быть сожжены все бумаги, закреплявшие помещичье право на землю и крестьян, утверждена выборность духовных и гражданских должностных лиц.

Третий документ - неоконченное обращение ко всем народам Речи Посполитой без даты и подписи. В нем писалось: "И цего ж любезнейшие братья в течение тысячи с лишним лет вашей неволи не ипытали, чего не перетерпели... Например, не одного из вас, невольников, горяч барин, рассердясь на лошадь, человека убил, за небрежный удар собаки барской - человека замучил, за неснятие шапки перед барином - до смерти засек, за разбитие стакана - зубов несколько или жизнь потерял. С одного неудовольствия господина один ли из вас в воде утоплен, повешен, в огне сжарен, в кипятку обварен, в кандалах сгноен, в тюрьме червям скормим, на морозе сморожен и прочее. И того не случилось ли, ежели барину понравилась ваша жена, дочь, сестра или не дозволили на беззаконие, сколько то вас тысяч омертвлено, и один ли с вас променян на лошадь, на собаку, на свинью, на какую-нибудь безделицу баранину, один ли на карту поставлен, продан на деньги от жены, детей, от родителей и родни, несмотря на слезы и плачевые рыдания хуже, как скотину какую". За хранение подобных документов Еленскому угрожала виселица, но он пошел на хитрость и написал в мае 1794 года прошение о принятии православной веры и ссылки в какой-нибудь монастырь. Власти согласились. При переходе в православную веру Еленский получил имя "Алексей".

Но в Соловецком монастыре, куда он был отправлен в ссылку, наш земляк не отказался от своих взглядов. 27 июня 1794 года Еленский передает местному архимандриту рукопись. " Благовесть к Израилю российскому", полученную якобы им от одного камердинера. Павел Г, ознакомившись с рукописью, говорил о "дерзости, неистовстве и коварстве сочинителя". В этом документе проповедовалось единство славянских народов в борьбе против царизма. Но здесь, критикуя существующие порядки, автор ничего не может сказать о будущем страны, обрисовать ее перспективу. Он идеализирует время Петра I. После смерти императора Павла в 1801 году и воцарения Александра I, Еленский был выпущен из Соловецкого острога. Но годы тюрьмы не прошли даром: утомленность, разочарованность (подавлено восстание Костюшко, не решила многие проблемы французская революция, практически никаких надежд на перемены в политической и социальной жизни в Российской империи), физическая немощь, психическая неуравновешенность и нищета. Еленский долгое время скитался по городам страны пока его не забрали в Алексаидро-Невскую лавру, где он стал сторонником фанатичной секты скопцов. В 1804 году его за распространение скопической ереси выслали в Суздаль, в Спасо-Ефимьев монастырь, где он и умер 23 марта 1813 года.

Продолжая разговор о духовной жизни населения Мозыршины в период позднего средневековья и начале нового времени, мы не можем обойти вниманием религию. С конца XVI века здесь красной нитью протянулось соперничество двух основанных ветвей христианства: православия католицизма. Описывая эту сторону жизни города, мы несколько нарушим хронологический порядок изложения событий и пригласим читателя заглянуть сразу в историю Мозыря конца XIX - начала XX века. Но нам такое положение представляется оправданным, поскольку сохраняет целостность рассказа по указанной теме с XVI века до наших дней, и поскольку читатели смогут узнать в описываемых объектах некоторые постройки, сохранившиеся до XX века, и места на территории современного города, где происходили исторические события, о которых пойдет речь.

Давайте еще раз вместе с краеведом А.И.Круковским проследим по плану города 1769 года именно эту тему.

К старым постройкам, которые существовали во второй половине XVIII века и часть которых сохранилась до наших дней, принадлежат следующие: возле нижнего левого угла - цифра I - Базилианский монастырь который был расположен на современной Ясной Горе (заметки А.И.Круковского были написаны в 1926-1927 годах нашего столетия и, по всей видимости, автор имел ввиду место в районе сохранились только куски кирпичей да предание, что монастырь был закрыт по приказу Николая I за беспутства монахов и еще одна легенда: "Около монастыря рос большой лес, где водились даже медведи. Недалеко от монастыря жила красавица-девушка, в которую влюбились монах и настоятель монастыря. Девушка отдала предпочтение монаху. Проведал об этом настоятель и задумал убить монаха. Завел монаха в лес, убил там, привязал ему на шею камень и бросил в озерцо. Через некоторое время возле озерца проходил медведь и начал в нем купаться, и учуял запах человека. Медведь нырнул и вытащил тело монаха на берег, но не тронул его. Через некоторое время монаха нашли люди и узнали, кто его убил и за что. После этого мозырь был закрыт".

Направо от этого места цифра 2 обозначен крест, который есть и сейчас (у дороги в деревню Слобода). В пояснительной записке к плану 1769 года есть сведения, что этот крест постановлен здесь миссионерам, а согласно преданий некоторых поселян, что крест поставлен на место, где захоронены жертвы чумы (подобные захоронения есть по улице Гоголя у т.н. "Яного Рва"). Спускаясь отсюда по горе вниз к реке, встретим церковь, которая называется "Пятницкая", или "Парассеевская". В "Минских епархиальных ведомостях" №11 от 1 июня 1884 года находим допущение, что она насчитывала тогда 150 лет, а поэтому является самой старой в городе.

В " Историческом очерке Минской губернии в начальную пору существования Русского государства" А.Говорова, Минск, 1910 "на странице 38 находим сведения, что в XI - XII веках в Мозыре уже существовал женский Параскевичский монастырь. Никаких же сведений о существовании в городе другой Параскевичской церкви, кроме той, которая есть, нет, поэтому можно предположить, что в 1884 году само здание названной церкви могло и насчитывать 150 лет, а сама церковь была основана значительно раньше (церковь находилась в районе современной Примостовой площади). Под №4 находится Михайловский собор. Выше его, под №5 обозначена Михайловская церковь, известная уже как Базилианская в середине XVI века.

С нею (обозначена цифра 7) находится большая Спасская церковь, которая существовала уже в середине XVI века. Возможно, что этой церкви и гора получила название "Спасской". Вправо от Спасской церкви была еще какая-то церковь (обозначенная цифрой 6), на месте ее сейчас находится каплица.

Выше Спасской церкви и каплицы находится Мозырская крепость-замок (по всей вероятности, к тому времени, о котором идет речь, правильнее было бы сказать: находилась), от чего и гора получила название "Замковой горы" (сгорел от удара молнии во время грозы в 1934 году), основанный в 1730 году. Цифрой 2 обозначен Бернандинский монастырь, основанный в 1645 году, сейчас это Михайловский собор, а при нем здание, где были расположены монашеские кельи. Под собором склеп, в котором есть трупы, а из этого склепа был как будто ход даже до предместья - Кимборовки.

В Кимборовке уже были два монастыря, возле цифры 12 - женский ордена Цистерсок, около "13" - женский ордена Мариовиток (первый принадлежит теперь гребной базе спортивного общества "Динамо" и католической общине города, в постройках второго с конца XIX века были размещены производственные мощности спичечной фабрики "Молния", а в настоящее время - мебельной фабрики).

К относительно старым зданиям А.И.Круковский причисляет и большую синагогу, которую, судя по надписи на ней насчитывало уже 91 год, а согласно и преданию около 130 лет.

А вот какие сведения можно подчеркнуть непосредственно из архивных документов. Как характерную черту внутренней истории Мозыря тех времен можно отметить активную борьбу горожан с унией. В 1597 году Сигизмунд III дал духовенству Мозыря свободу от подчинения воеводе и гражданским властям. В замке на Спасской горе находилась церковь Святого Спаса, а по другую сторону горы Михайловского собора - Николаевская церковь. В XVI веке в Мозырьском повете, было два церковных прихода - Спасский и Михайловский. Местные влиятельные помещики Оскерки, тогда еще православные, защищали единоверцев от католического духовенства и с их помощью горожане вели открытую и успешную борьбу, например, против базилианских монахов, пытавшихся обосноваться в городе.

Особенно активно католицизм начал проникать на Мозырщину после того, как в 1615 году Сигизмунд III выдал фундуш для первого костела в городе. Этот костел был воздвигнут усилием Балтазара некого в 1616 году. В 1615 году жена мозырского маршалка Анна Гулевич отказала духовенству свои имения, в том числе двор и участок в г. Киеве, где впоследствии была основана Киевская духова академия.

В 45 году Мозырский полковник Стефан Лозка пригласил в город бернандинских монахов, для которых к 1648 году был выстроен костел и монастырь (кляштор). Костел был сооружен на Спасской горе получив имя св. Михаила. Постройки эти, будучи деревянными, были уничтожены во время войн середины и второй половины XVII века. Правда, костел был восстановлен Мозырским маршалком Оскерко в 1750-ые годы. Ведь основателями его вблизи приходского (фарного) были все те же Оскерки, но уже католики.

14 марта 1647 года мозырский староста Король Иероним Ходкевич отвел землю под католический монастырь на Гуринском пляцу без указания границ и местоположения. По всей вероятности здесь был в последствии построен женский монастырь ордена св.Марии (нынешняя мебельная фабрика по ул.Гоголя). Богатые землевладельцы - католики при жизни или в завещаниях делали монастырям богатые подарки или за условленную плату покупали себе на монастырской земле места - пляцы для собственных усыпальниц. Так, например, по духовному завещанию Юрия Ярошевича от 12 января 1666 года жертвовались пятьсот злотых на молитву и пляц в одном из Мозырских монастырей. Аналогичные пожертвования поступили 1673 года от Анастасии Ельской, 10 июля 1677 года от мозырског бургомистра Федора Селковича и т.д. За каждый пляц монахи брали чинш - два рубля серебром.

Во второй половине XVII века - в XVIII веке в Мозыре, судя по источникам, находят пристанище монахи различных католических орденов, надеясь обратить в свою веру местное население, которое продолжало в большинстве своем исповедовать православие. В 1673-1674 годах недалеко от Мозыря, в местечке Юревичи обосновались, благодаря усилиям ксендза Мартина Туровского, иезуитская миссия. В 1730 году иезуитский костел был построен в Мозыре. По некоторым данным в начале XVIII века в городе должны были быть образованы два цистерианских монастыря - мужской и женский - по фундушу 1711 года подчашего киевского Сигизмунда Шукшиты. Новые фундуши были пожалованы Августом II в 1713 году и Августом III в 1742 году. В 1787 году около Мозыря был сооружен францинсканский монастырь. При Ангельской, Темной долине, и Самборе (название урочища), согласно фундуша новогрудского кастеляна Гедема Еленского и стараниями ксендза Бенедикта Рожанского, 1744-1745, годах был открыт единственный в Литве монастырь женского католического ордена цистерсок, переселившихся на Кимборовку из Вильно в 1752 году. В это время существовал в Мозыре и православный Параскиевский монастырь, который в 1720 году относился к Брагино-Селецкому монастырю. Правда к концу XVIII века он пришел в такое ветхое состояние, что его пришлось закрыть. Позже на его месте была сооружена Пятницкая церковь, а монастырские земли поделены между шляхтой. Наконец, в начале XVIII века в Мозыре утвердилась базелиане во главе с Тадеушем Янкевичем. С ним долго боролся ланд войт Опока, опиравшийся на поддержку Оскерков. В 1747 году протопоп Мозырский Федор Савицкий доносил слуцкому архимандриту, что из 50 церквей в его ведомстве осталось только 7, а остальные "отняты на унии".

27 марта 1793 года был опубликован указ о присоединении бывших польских областей к России, в том числе и Мозырского повета. 2 марта 1794 года в Мозырский округ был назначен благочинный Петр Миткевич и уже в мае этого года основная масса приходов была воссоединена с православной церковью (Барборов, Михалки, Наровля, Сидельники, Скрыгалов), в июне - Юревичи. К 16 июня 1795 года было воссоединено 13 приходов. 4 августа 1795 года состоялось торжественное открытие Минской губернии.

Еще в 1773 году вышла булла паны Климента 14. "Dominus et reolemptor nostor", запрещавшая деятельность иезуитского ордена, но окончательный запрет этого ордена последовал в 1820 году. В начале 30-х годов XIX века, после польского восстания 1830-31 гг. стали закрывать католические монастыри и костелы. Вот опись, составленная 19 октября 1832 года при закрытии монастыря мариавиток (монастырская земля):

- под церковью и кладбищем - 166 сажен;

- под монастырским строением и двором - 1370 сажен;

- под овощным огородом - 924 сажени;

- под варивным (пахотным) огородом - 1314 сажен;

- под домом Заседателя Мозырского Замкового суда Заболотского - 274 сажени.

Всего - 1 десятина 1647 сажен.

В 1831 году по политическим соображениям в Мозыре был закрыт и бернандинский костел. В 1839 году закрыли Суховичский базилианский монастырь, известный с 1620 года (фундуш был получен в 1620 году, построен монастырь в 1720 году, вторично отстроен после пожара в 1796 году, упразднен в 1831 году). 12 февраля 1893 года была отменена Уния, а в 1841 году власти отняли земли католического духовенства. Католики лишились и Михайловского костела, который 23 года стоял без ремонта.

В это время в Мозыре имелась православная Михайловская, 2-го класса, собранная деревянная церковь, построенная в 1830 году за счет казны. Церковь обслуживала 959 прихожан мужского и 939 женского пола имела пахоты и сеножати до 400 десятин. К ней с 1841 года относился бывший бернандинский каменный костел, Лазаренская кладбищенская церковь. Николаевская деревянная, построенная в 1837 году и Сидельничесвая. К Параскиевской церкви в г.Мозыре, известной уже более 200 лет, была приписана в конце XIX века церковь Рождества-Богородицы, Борисковичская и Пеницкая. В ее приходе насчитывалось - 1504 мужчины и 1590 женщин. Земли - 232 десятины.


Свято-Троицкая церковь на Кимборовке, переделанная из бывшего каменного костела в 1894 году, имела в приходе б селений, 600 мужчин-прихожан и 600 женщин, церковной земли - 70 десятин. К ней была приписана церковь в деревне Гурины.

Дольше всех продолжал функционировать женский Кимборовский монастырь цистерсок, который был упразднен после второго польского восстания в 1864 году. Только на 4 декабря 1881 года была назначена распродажа здания монастыря на снос. Но ввиду неявки покупателей торг не состоялся. К этому времени монастырь владел 289,83 десятинами земли. Часть из них поступало во владения некоего Беляева. На имя императора Александра III 28 февраля 1882 года мозырскими дворянами Флорентином, Болеславом, Садином, Михаилом и Владиславом Ленкевичами была послана просьба оставить в неприкосновенности костел и монастырь. С подобной просьбой обратилась в Министерство внутренних дел летом 1886 года настоятельница монастыря Александра Пацевич. Обе просьбы; остальсь без ответа. 11 октября 1886 года Высочайшим указом. Кимбовский женский монастырь цистерсок был закрыт. Оставшиеся монахи: Александра Пацевич - 64 года, Михалина Монека - 49 Ядвига Саприновская - 46 лет, Урсула Ковицкая - 59 лет, - переведены в монастырь ордена Нарбертинок в Имбрановицах, Клецкой губернии. Не пожелала уехать одна - 76 летняя Анна Мисевич, сославшись на болезнь. 12 мая 1888 года здания и угодия монастыря были переданы православной церкви - протоиерею Антонию Савичу. Согласно описи, сделанной 11 мая 1888 года в собственности монастыря находились:

- каменное здание, покрытое покрашенным красной краской листовым железом. Длина здания 33 аршина (71 см), ширина 13 аршин, высота с крышею - 28 аршин - костел;

- здание монастыря в 2 этажа, длина 53 аршина, ширина, 12 аршин, первый этаж каменный, второй с деревянными промежутками - 6 келий (5 с печками, 1 - без);

- здание кухни, длина 25,5 аршина, ширина 10 аршин;

между прачечной и костелом - небольшой огородик - колодец;

- на другой стороне двора амбар, длина - 28,5 аршин, ширина - 10,5 аршина, еще есть склад хлеба и ледник;

- два деревянных низких и ветхих сарая, первый 3х2 сажени, второй 2х2 сажени (сажень-2,15м);

- флигель каменный одноэтажный, длина - 32 аршина, ширина - 9,5 аршин;

- дом деревянный одноэтажный, длина - 13,5 аршин, ширина - 7,5 аршин;

- гумно деревянное ветхое.

Земельные владения монастыря с 1864 года, как нами уже было отмечено, значительно сохранились:

- под постройками 1772 сажени;

- под двумя садовыми участками - 1 десятина 2300 сажен;

- под тремя овощными огородами - 3 десятины 1908 сажен;

- пахатной земли - 39 десятин 1810 сажен;

-лиственного кустарника - 23 десятин 130 сажен. Всего: 69 десятин 820 сажен.

Теперь откроем несколько страниц истории ныне действующего собора св. Михаила. Прошло более ста лет после того, как огонь уничтожил деревянные постройки Мозырского монастыря бернардинов. Только в 1760 году при маршалке Казимире Оскерко на фундаменте старого костела начал возводиться новый - каменный. Строительство продолжалось. довольно долго, затем последовали частые переустройки, восстановления приведшие к изменению первоначального проекта. Только через 15 лет после начала строительства, в 1775 году костел был в основном окончен и освящен. Однако, даже в 1818 году, не были завершены 2 башни на фасаде костела: "...На фасаде две башни не окончены, а ровно со стенами костельными возведены. Крыша костела из гонта, а весь костел изнутри не отштукатурен". Это сооружение представляет собой трехкефарную, одно-абсидную (пятигранную в плане), шестистолпную, двухбашенную базилику. Под всем зданием имеется подвал. Кладка его выполнена из красного кирпича размером (320-335)x(160-165)х(65-75) мм на известковом растворе. Более позднее завершение башен определяет их шатровую форму и выполнены они в другом, чем весь основной объем здания в стиле. Архитектура позднего ("белорусского" барокко получила в нем сложные и развитые формы декора; криволинейные очертания обрамлении порталов и окон; сложные профили карнизов; криволинейные (в плане) формы башен; развитые базы и капители многоступенчатых пилястр; монументальную, декоративную живопись в интерьере.

Только в 1829 году сообщается о законченных костельных башнях с "... куполами железной бляхой крытыми". В 1831-32 годах монастырь был упразднен, а костел закрыт. В 1839 году в Мозыре, во время большого пожара сгорела деревянная Свято-Михайловская соборная православная церковь. Во время этого пожара сгорел и закрытый костел бернандинского монастыря. В 1851 году была составлена смета на перестройку костела в православную церковь, однако, впоследствии того, что, находясь длительное время без крыши, здание сильно пострадало и разрушилось, ассигнованной на перестройку суммы оказалось не достаточно и работа не началась. Только после многих лет переписки с заинтересованными сторонами к работам наконец приступили в 1864 году.

На эти работы поступали пожертвования и от частных лиц: граждан Протасовой, Сухотина, Ляпина, от московской княгини Елизаветы Долгоруковой. Подрядчиком выступал минский купец Декой глава) А.А.Свечников, он же подарил 5 икон-копий с оригиналов Минского кафедрального собора, 2000 рублей пожертвовал граф М.Н.Муровьев, Московский священник С.Д.Цветков содействовал в приобретении церковной утвари и колоколов (Один колокол весил 60 пудов). Переоборудование костела обошлось в 14300 рублей - значительная по тем временам сумма.

5 сентября 1865 года новый собор был освящен архиепископом минским Михаилом. Главный престол освящен во имя Св. Архистратига Михаила: придел по правую сторону, теплый - во имя св. Кирилла, епископа Туровского на торжествах, посвященных этому событию пел хор, мозырской гимназии, завтрак давал мозырский городской голова И.К.Сайкровский. 4 апреля 1866 года учащиеся гимназии пожертвовали собору икону Александра Невского. Но особо уважалась икона Богоматери, вынесенная в 1859 из горящей Рождества-Богородской церкви. В соборе хранились Евангелие Львовское 1601 года и Киевская 1773 года.


К приходу Мозырского собора принадлежали обыватели города, живущие по Покровской улице, по Набережной и Киевской до Базарной площади мещане хуторов Козенок, Бобров, Раевских, Магрунок, Бобренят, Булавок, Соловьевки, и крестьяне: жители деревень Бибики, Гурины, 0кулинка. Всего прихожан мужского пола было 1381, женского - 1432. Собору принадлежали приходское училище в Мозыре и церковное Гуринах (здание училища и местную церковь построил в этой деревне помещик Обухович).

Священником с 1861 года по 1876 год был кандидат богословия Георгий Акинфов Тарнопольский диаконом с 1864 года служил Григорий Пигулевский. Собору принадлежит в это время 16 плацев в городе 10 сданы в аренду), 400 десятин пахоты, 300 десятин леса, 10 десятин сенаокоса, 100 десятин неудобий. На содержание в год отпускалось проторерию - 600 руб., священнику -500 руб., диакону - 300 руб., псаломщикам - по 150 руб.

Доходы собора от аренды составили 500 руб, за требы 400 руб; пожертвования 400 руб. В рассматриваемый нами период Мозырь приобрел и свой герб. В самом начале он служил городской печатью. Грамота польского короля Стефана Батория, выданная Мозырю 28 января 1577 года, определяла этот знак: на голубом поле фигурного щита, сужавшегося книзу, расправил крылья черный одноголовый орел с серебренным полуовалом на груди. В полуовале - красная буква "S". 10 сентября 1609 года этот герб был утвержден официально Сигизмундом III Вазой. Тогда же серебренный полуовал с буквой был заменен на алый. После присоединения Мозырщины к Российской империи, 22 января 1796 года над черным одноглавым мозырским орлом в городском гербе появился двуглавый - царский.

В XVII - XVIII веках в Мозыре и повете открылось несколько католических школ, которые находились при монастырях и костелах. В 1750 году в городе была открыта иезуитская школа, переведенная в 1773 году в местечко Юревичи, где она находилась до 1781 года. На польском сейме 9 октября 1775 года была создана Эдукационная комиссия, которая осуществляла надзор за деятельностью школ, находясь в Варшаве. Вся территория Речи Посполитой, Остававшаяся у этого государства после его раздела в 1772 году между Австрией, Пруссией и Россией, была поделена на 9 учебных округов и в каждом округе учреждена одна высшая шестиклассная школа. Мозырь вошел в состав Новогрудского учебного округа здесь была создана низшая трехклассная школа, преподавание в которой велось на польском языке. Посещать школу имели право только шляхетские дети (мальчики). Средства на ее содержание отпускались из конфискованных иезуитских фондов, а также делались денежные пожертвования помещикам Мозырского повета. После 1793 года на содержание школы стали поступать средства из государственной казны.

Дело обучения и воспитания находилось, естественно, в руках духовных лиц. Их было шесть: 1 префект, 4 профессора и 1 проповедник. С 1793 года надзор за школой принадлежал Минскому Приказу Общественного призрения. 1 мая 1797 года было сделано предложение о преподавании в школе "российского языка" и ведения делопроизводства на "российском диалекте". Распоряжение это в некоторой степени исполнялось до 1803 года, а затем в деловой переписке вновь стал употребляться польский язык. 24 февраля 1799 года, на основании постановления Минского Приказа Общественного призрения, "поезутская" школа была переименована в поветовое училище, а с 8 марта 1799 года, "согласно Высочайшему повелению", стала именоваться поветовой школой. Мозырская школа в 1801 году имела 64 учебника, обучение вели 4 учителя. В школьной библиотеке имелась 51 книга. Эта школа считалась второй по величине в губернии после Минской.


В начале 1801-1802 учебного года были введены новые штаты, при этом Мозырская школа была подчинена в отношении наблюдения Главной Минской школе. По новым штатам состав преподавателей, уже четырех штатов школ, был следующий: 1 префект, 3 профессора 4-го класса с годовым жалованием в 300 рублей, 2-го и 3-го классов с жалованием по 250 рублей, и учитель 1-го класса с жалованием в 200 рублей.

В школе преподавались следующие предметы:

* в первом классе - первая часть грамматики " на российском, польском и латинском языках", чистописание и первая часть арифметики;

* во втором классе - высшая грамматика-синтаксис, поэзия польская и латинская и наука моральная;

* в третьем классе - риторика, история, география, мораль или начало этики;

* в четвертом классе - высшая арифметика, геометрия, начало алгебры, рисование и начало физики.

В иностранном классе (был и такой) преподавались французский и немецкий языки. Занятия проводились с 8 до 10 часов утра или с 3 до 4 дня. Преподавание велось по книгам изданным в период, когда Мозырщина входила еще в состав Речи Посполитой, а значит, совершенно не соответствующим задачам новой школы и поэтому Приказ Обшественного призрения распорядился, чтобы "книги за бывшим польским правлением, изданные Эдукационной комиссией и написанные по тогдашнему образцу мыслей, по которым учение и ныне в школах под ведомством сего приказа продолжается, небыли юношеству преподаваемы, впоследствии чего определено предписывать господину префекту тотчас подтвердить всем школам Мозырской профессорам, дабы они по книгам, коим особо при сем следует реестр (перечень), ни каким видом юношеству лекции не дваали и никогда не представляли оных к чтению их, а ежели профессор без оных обойтись не можно, в таком случае при чтении пропущали б непременно означенные в реестре страницы заключающие в себе самодержавную власть". В 1803 году Мозырская поветовая школа, преобразованная по уставу 18 мая того же года, именовалась сначала "общественной школой", а затем "уездным училищем" и находилась в ведении Виленского университета, который для ознакомления с постановкой учебно-воспитательного процесса посылал к нам в город своих ревизоров.

После того, как в 1796 году была введена черта оседлости для евреев, в Мозыре открылись 2 школы для евреев. К сожалению, данных об этих школах у нас нет. В дальнейшем еврейских учебных заведении различных типов в городе становится значительно больше, т.к. в 1823 году последовало распоряжение о переселении евреев в города и местечки из деревень и еврейское население Мозыря многократно увеличилось. Ни государственных медицинских учреждений, ни частных у нас в те времена не было. Жители при острой необходимости, в основном, обращались к повивальным бабкам, знахарям и колдунам. Эпидемические заболевания: тиф, холера, малярия, дизентерия и т.д. - были частыми гостями на Мозырщине.