Придет ли кому-то в голову без спроса залезать в карман пиджака, который на ком-то надет, даже если то, что лежит в этом кармане вам просто жизненно необходимо? То ли дело, когда у пиджака нет хозяина, или принадлежит он всем сразу: тогда висит он себе одиноко на вешалке и всем до него есть дело – ведь в кармане столько всего нужного. Просто грех не запустить туда руку. Спросить разрешения? Какой же с вешалки спрос!..
Ситуация с хозяином в лесу очень напоминает историю с этим пиджаком.. Новый и красивый, да еще с полными карманами – он и на вешалке хорошо смотрится. А как пообтрепался, да карманы прохудились – тут уж на хозяина надеть нужно: тот и почистит, и карманы залатает, да и вольностей в обращении не позволит.
В начале XX столетия леса на территории современной Беларуси подверглись интенсивной рубке. Грандиозным объемам заготовок древесины способствовала относительно густая сеть рек, железных и шоссейных дорог. По данным исследователей, за период с 1900 по 1913 годы из белорусских лесов было вывезено 4,2 млн м3 лесоматериалов. Из четырех белорусских губерний (Минской, Гродненской, Могилевской и Витебской), на долю которых приходилось 5,4% по населению и 1% по территории от всей Российской империи, за три года (1909–1911) было вывезено свыше одной четверти всех лесных материалов, экспортировавшихся Россией. Доля вывоза белорусских лесных материалов в этот период превосходила ее удельный вес в общей площади лесов почти в 30 раз, а по сравнению с европейской частью России – в 6 раз.
Возвращаясь к истории с пиджаком: если нужно сохранить вещь в целости – надевайте ее на хозяина. Поэтому в течение первого десятилетия после Октябрьской революции, когда леса стали достоянием всего народа, управление лесным хозяйством претерпело целый ряд изменений. Самым важным из них многие считают введение системы лесхозов. А спустя еще десять лет государство пришло к пониманию того, что необходимо создавать самостоятельный орган управления лесами. Сегодня исследователи говорят, что эволюцию государственного управления в области природопользования наиболее ярко можно проследить именно на примере управления лесным хозяйством.
1918-1928
На II Всероссийском съезде Советов Декретом «О земле» земля и леса были объявлены достоянием всего народа. Согласно Декрету «О лесах», принятому 27 мая 1918 г., учреждено Центральное управление лесом с лесными отделами на местах. Местным органам вменялось в обязанность заботиться о возобновлении лесов, всеми мерами увеличивать их площади. На них возлагался контроль за лесоустройством и непрерывным лесовозобновлением. Основным первичным звеном лесного хозяйства было лесничество, выполнявшее главным образом функции управления.Руководство промышленной деятельностью в лесах с июля 1918 г. производил Главный комитет лесной политики и деревообрабатывающей промышленности (Главлес), находившийся в составе Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ).
На территории Беларуси в период становления государственности действовало законодательство РСФСР, поскольку своего отраслевого законодательства еще не было, а задачи советских республик были едины.
В августе 1920 г. принимается «Декларация об объявлении независимости ССРБ». В ней провозглашалось, что все законы и постановления польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности в Белоруссии отменяются. Еще раз подтверждалось, что право частной собственности на землю отменяется навсегда. Все народные богатства переходили в руки государственных органов рабоче-крестьянской власти.
31 июля 1923 г. Постановлением ЦИК БССР утверждается Лесной кодекс БССР, а через месяц принимается «Положение о Белорусской межведомственной лесосечной комиссии при управлении лесами Наркомзема ССРБ»
В 1924 г. произошло Объединение лесных трестов «Лесбела» и «Западлеса».
До 1929 г. помимо Главлеса руководство лесозаготовительной промышленностью осуществляли Союзлеском, Главлеском, лесные тресты и синдикаты.
В 1927-1928 гг. восстановительная лесохозяйственная деятельность практически не проводилась, основной акцент делался на заготовку древесины.
Лес был мощным источником госбюджетных накоплений в Белоруссии. Только в 1927/1928 хозяйственном году лесной фонд республики достиг 27 млн руб. и составил 47,4% всех территориальных доходов Государственного бюджета.
Первая пятилетка 1928-1932
Первым пятилетним планом была поставлена задача построить лесохозяйственную систему, способную выполнять работы по выращиванию древесины, ее заготовке и снабжению потребителей готовыми лесоматериалами в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в них народного хозяйства.
В лесоуправлении считалось необходимым усилить ответственность лесного хозяина (директора, лесничего); заменить лесных объездчиков лесными техниками; довести к концу пятилетки число специалистов до 13,7 тыс. человек (в 1928/29 г. их было 10,5 тыс.); уменьшить площади лесничества, объезда и обхода; разработать меры по улучшению охраны леса. Снова делался упор на ведение лесхозами хозяйственных заготовок с продажей населению готовых материалов, как на действенное средство борьбы с лесокрадством.
Отношения лесного хозяйства с государственным бюджетом регулировались народнохозяйственным планом СССР. В первую пятилетку доход от лесов гослесфонда определен в размере 1125–1165 млн рублей, с выделением на расходы в лесном хозяйстве 32% от этой суммы.
1929
12 июля принято Постановление «О реорганизации лесного хозяйства и лесной промышленности». Основными лесозаготовителями были определены государственные лесопромышленные предприятия (леспромхозы) подведомственные ВСНХ, и лесозаготовительные органы наркомзема и комиссариата путей сообщения. Лесные массивы в районах их деятельности передавались в долгосрочное пользование сроком на 60 лет с обязанностью вести на этих участках лесное хозяйство.
В БССР за таким сырьевым трестом «Лесбел» было закреплено 70,8 % лесов республики, за Наркомземом – 18,8 %, Наркоматом путей сообщения – 10,4 %.
Важнейшей предпосылкой объединения было принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1928–1932 гг. Этот шаг был вызван, прежде всего, необходимостью резко увеличить объемы лесозаготовок. Для выполнения годового плана по лесной промышленности и лесному хозяйству, объединенных в Союзлеспроме ВСНХ, в 1930/31 г. требовалось 1 млн 575 тыс. рабочих, в том числе на лесохозяйственные работы – 665 тыс. человек.
Почти вся заготовленная древесина вывозилась с делянок лошадьми и преимущественно в зимнее время. В собственном обозе предприятий лесной промышленности было только 55 тыс. лошадей, что составляло всего 10% потребности. Недостающую тягловую силу предоставляла лесной промышленности деревня.
1931
31 июля Постановлением Совнаркома СССР все лесные массивы Союза ССР были разделены на зону лесопромышленного значения и зону лесокультурного значения передана в Главное управление лесного хозяйства (Главлесхоз) Наркомзема СССР, которое было создано в 1929 г.Этим же постановлением Главлесхоз Наркомзема СССР обязывался в 5-летний срок облесить в лесах лесокультурной зоны 2–3 млн га не покрытых лесом вырубок, пустырей и гарей, а также развивать агролесомелиоративные работы по закреплению и хозяйственному освоению песков и оврагов и по облесению берегов водохранилищ и каналов, имеющих сельскохозяйственное значение.
Выполнение программы облесения в такие короткие сроки и в таких больших размерах было возможно лишь при условии, если всем делом лесопосадок будут руководить государственные организации. С этой целью Главлесхозом были созданы областные тресты, названные агролесхозами. В посадке леса на землях колхозов большое участие принимали крестьяне.
В Беларуси на уровне административно-территориальной единицы – округа (прообраз области) лесное хозяйство находилось в ведении Окружного земотдела. Непосредственно лесными делами в этом ведомстве занимался «Лесподотдел». Возглавлял его окружной инспектор лесов.
В Белорусской ССР в 1931/32 гг. посев и посадка леса были проведены на площади – 35,84 тыс. га.
В Белорусской ССР в 1931/32 гг. посев и посадка леса были проведены на площади – 35,84 тыс. га.
В это же году вместо Союзлеспрома создается Главлеспром ВСНХ СССР.
В Наркомземе СССР впервые издано «Положение о защите лесов от вредителей и болезней», а затем создана Межведомственная комиссия для разработки обязательных Правил санитарного минимума для лесов СССР.
1932
10 января вместо Главлеспрома ВСНХ СССР создан Наркомат лесной промышленности СССР. Для руководства лесным хозяйством в лесопромышленной зоне в центральном аппарате Наркомлеса СССР создано Главное лесное управление (Главлесупр).В мае 1932 г. в Москве прошла Всесоюзная конференция по реконструкции лесной промышленности. Участие в ней приняло 536 делегатов.
Было озвучено, что в среднем на одного жителя страны в то время приходилось 3,7 га леса.
По запасам древесины и степени ее использования лесные районы страны подразделялись на две большие группы: лесоизбыточную и лесодефицитную. В первую входили Северный край, Карелия, Нижегородский край, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Во второй – лесодефицитной – оказались УССР, БССР, ЦЧО, Ленинградская, Московская и Западная области, Татария, Средневолжский и Нижневолжский края. Запасом древесины по названным группам составлял 86,6 и 13,4% от общего запаса ее в стране.
Вторая пятилетка 1933-1937
Главлесхоз планировал облесить 167,3 тыс. га в водоохранных лесах по бассейнам рек Волги, Днепра, Дона. В целом в лесокультурной зоне предполагалось провести посадки леса на площади 476,1 тыс. га.В лесопромышленной зоне планировалось за 5 лет посадить и посеять леса на площади 141,5 тыс. га. Но главное внимание Наркомлес уделял работам по изучению лесов. На эти цели выделялось 67,2 млн р., которые должны быть израсходованы на лесоустройство 40 млн га, на обследование – 161,8 млн га лесов и на производство аэрофотосъемки 128,2 млн га. К концу пятилетки предполагалось изучить лесной фонд Наркомлеса полностью. Но основное внимание уделялось не лесоустройству, а обследованию лесов с целью выявления их сырьевых возможностей.
Задание пятилетки по обследованию лесов было выполнено на 63%, а по аэрофотосъемке только на 14%.
По второму пятилетнему плану всем заготовителям страны планировалось вывезти в 1937 г. 170 млн м3 деловой древесины и 83,2 млн м3 дров. Основным заготовителем древесины был Наркомлес (соответственно 113 и 48 млн м3). Наркомат путей сообщения, Союзлестяжпром и Всекооппромсарз, вместе взятые, имели план вывозки 49,5 млн м3, а самозаготовители – 11,7 млн м3.
Между тем, уже было достаточно ощутимо сокращение объема лесозаготовок в лесодефицитных районах при одновременном росте его в лесоизбыточных районах. Так, на Урале, в Северном и Горьковском краях, в Сибири и на Дальнем Востоке доля лесозаготовок в плане страны должна была вырасти за пять лет с 46,8% до 57,1%. А в лесодефицитных районах, к которым относилась и БССР, удельный вес лесозаготовок за те же годы снижался с 29,4% до 18%.
Лесозаготовки Наркомлеса хотя и увеличились в абсолютных цифрах, но план из-за недостатка рабочих, инженерно-технических кадров и механизмов не выполнялся. В 1936 г., например, было заготовлено 137,7 млн м3 древесины, или 83,6% плана, в 1937 г. – 147 млн м3, или около 70% плана.
Лесовосстановительные работы проходили успешнее. За 5 лет (1933–1937 гг.) в гослесфонде СССР было посажено и посеяно 600,87 тыс. га леса при плане 617,8 тыс. га. В БССР посадка и посев леса были выполнены на площади 82,08 тыс. га.
Кроме лесокультурных работ, в гослесфонде началась плановая закладка лесных полос на полях колхозов и совхозов, облесение оврагов, закрепление песков. Все агролесомелиоративные работы проводились по плану Главлесхоза Наркомзема СССР.
1936
2 июля принято Постановление Совнаркома СССР и ЦИК об образовании Главного управления лесоохраны и лесонасаждений – Главлесоохране при Совнаркоме СССР. На этот орган возлагались обязанности лесовосстановительного характера.Этим же постановлением Главлесхоз Наркомзема СССР (с 4 апреля 1934 г. он назывался Главлесупром) и его агролесхозтресты в областях и союзных республиках были ликвидированы. Лесозаготовительные предприятия были переданы Наркомлесу, а лесохозяйственные – Главлесоохране. В Наркомземе осталась только агролесомелиорация. Ее руководящим органом стало Главное управление полезащитного лесоразведения.
К моменту создания Главлесоохраны в ведении Главлесупра Наркомзема СССР находилось более 40 млн га лесной площади, в том числе 27,2 млн га – лесопокрытой.
В ведение Главлесоохраны передано 8% от всего лесного фонда СССР.
В республиках, краях и областях по установленному Совнаркомом СССР перечню должны были быть сформированы непосредственно подчиненные Главлесоохране СССР республиканские, краевые и областные управления лесоохраны и лесонасаждений.
Положение о Главлесоохране было принято в 1938 году.
1939
5 декабря Главлесупр Наркомзема СССР был ликвидирован и агролесомелиоративные работы практически прекратились. А Главлесоохрана приняла от Наркомзема СССР еще 39170,6 тыс. га лесной площади со всеми лесохозяйственными органами, ведавшими этими лесами, а также учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями и Всесоюзной лесоустроительной конторой (Леспроект). С расширением объемов деятельности и последующей организацией новых управлений Главлесоохраны лесной фонд Главлесоохраны увеличился до 50 млн га.Возглавил Главлесоохрану И. К. Якимович, который пришел из аппарата управления лесов Наркомзема РСФСР с целой командой специалистов.
В БССР Главлесоохраной руководил И. Н. Шинкарев.
С созданием Главлесоохраны все производственные работы стали выполняться в едином лесохозяйственном комплексе. Контроль над использованием лесосечного фонда стал для Главлесоохраны обязательной государственной функцией. Разрабатывались порядок и нормы лесоотпуска. Главлесоохрана СССР разработала ряд правил и наставлений по борьбе с болезнями и вредителями леса. Были внесены изменения в лесоустроительную инструкцию, принятую в 1926 г., и выпустило «Временную лесоустроительную инструкцию». Основное в ней – твердый курс на постоянство пользования.
Большое значение в работе Главлесоохраны придавалось вопросам подготовки научных кадров и организации экспериментальных работ.
Низовая сеть лесоохраны в первое время состояла из 698 лесхозов с 3306 лесничествами.
Наука в Главлесоохране лежала в основе всех лесохозяйственных начал. Руководство Главлесоохраны требовательно рассматривало планы и анализировало результаты научных исследований.
Как в науке, так и в практике большое внимание уделялось лесосеменному делу. В период с 1937 по 1940 г. было организовано 8 контрольно-семенных станций. Вопрос искусственного лесовосстановления в системе Главлесоохраны считался одним из наиболее важных.
В 1947 г. на базе Главлесохраны были созданы Министерство лесного хозяйства СССР, министерства лесного хозяйства союзных республик.