Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

№ 309 ПРОТОКОЛ ДОПРОСА


1933 года августа 16 дня, гор. Мозырь. Я, Уполномоченный ОО МозОперсектора ГПУ БЕЛ - [...], допросил в качестве обвиняемого: КЛИМОВИЧА Станислава Антоновича, происходящего из граждан д.Налибоки, Виленской губ. (Польша) из крестьян, подданный БССР, проживающий в гор. Мозыре, по улице Калинник, б/работный, грамотный, б/п. В 1930 году арестовывался Мозырским ГПУ по подозрению в шпионаже, по истечении трех месяцев был освобожден.


Показал:

В дер. Налибоки я проживал до 1914 г. вместе с отцом занимался сельским хозяйством. Проживая в дер. Налибоки я учился у местного органиста, фамилию которого забыл. При начале империалистической войны, не имея средств к существованию я вы-ехал в Минск, где проживал примерно до 1918 г., работая на разных работах. Проживая в Минске, я месяцев шесть работал слугой у одного музыканта. Последний меня научил играть на рояле.
В начале 1918 г. я выехал в м-ко Шатилки, ныне Паричского р-на, где устроился органистом у ксендза, фамилию коего не помню, звать его Иосифом. В Шатилках я про-был около года и ксендзом был уволен за неумение играть.

Из Шатилок я имел намерение выехать обратно в Минск, но на ст. Красный Берег узнал от местных поляков, что в дер. Антуши, ныне Жлобинского р-на, имеется костел, но нет органиста. (...) Ксендзом при костеле был МУСТЕЙКИС, впоследствии я узнал, что он выехал якобы на родину в Латвию или Литву.

В дер. Антуши я пробыл до весны 1923 г. и находясь в весьма плохих отношениях с МУСТЕЙКИСОМ - выехал в Мозырь, где нужен был органист, что мне было известно из газет, так как было объявление. Отношения с МУСТЕЙКИСОМ у меня испортились вскоре после моего приезда. Причина к этому послужила не выплата мне жалования и всяческое игнорирование меня с его стороны. Дело дошло до того, что в начале 1923 г. я с МУСТЕЙКИСОМ в костеле, в присутствии верующих подрался. Учитывая изло¬женное я вынужден был оттуда уехать.

По приезде в Мозырь, я до 1924 г. служил органистом при Мозырском костеле. Ксендзом в то время был ЖАВРИД, уехавший в конце 1923 года в гор. Бобруйск. Место нахождение его в настоящее время мне неизвестно. Перед отъездом ЖАВРИДА я с ним также поругался из-за того, что он мне не полностью уплатил причитающееся мне жа-лование. [...]
После отъезда ксендза ЖАВРИДА его сменил ксендз - РЫЛЛО, пробывший в Мозыре около года. Последний приехал вместе со своим органистом, так что я за время пре¬бывания в Мозыре - РЫЛЛО, никакого отношения к костелу не имел и обязанностей органиста не выполнял.

В 1925 г. РЫЛЛО выехал, куда не знаю. Носились слухи, что он удрал в Польшу. [...]
После РЫЛЛО в Мозырь приехал ксендз - САК, у него я был органистом и вместе с ним разъезжал по бывш. Мозырскому округу, в пунктах населенными поляками. Не помню в каком году САК временно на один год выехал в м-ко Койданово. За это время его заменял ксендз ЛУПИНОВИЧ, проживавший постоянно в м-ке Жлобине. С ЛУПИНОВИЧЕМ я по районам не разъезжал, исполнял обязанности органиста только в Мозыре, при производстве богослужения.

Приблизительно в 1927 году в Мозырь обратно вернулся ксендз САК. Постоянное его место жительства было м-ко Хойники. Костелы Мозырского округа обслуживал до конца 1929 г. т.е. до момента отказа его от ксендза. При нем органистом был я, однако, довольно часто по районам разъезжал САК сам. Чем это объяснить не знаю. Кажется с 1928 г. по 1930 г. я был председателем костельной пятерки. Должность эту оставил при приезде ксендза КАПУСТЫ, с которым поругался, т.к. он меня заподозрил, что я якобы являюсь агентом ГПУ.
КАПУСТА при себе имел своего органиста, фамилию которого не знаю, где он на-ходится мне тоже не известно.
Летом 1930 г. я был арестован б. Мозырским Окр. Отделом ГПУ, под стражей нахо¬дился более трех месяцев. Обвиняли меня в шпионаже, но вскоре меня освободили. [...] После моего освобождения из под стражи, я с КАПУСТОЙ встречался, но бесед с ним никаких не вел.
В конце 1930 года КАПУСТА был арестован. Таким образом, он в Мозыре пробыл около года.
С начала 1931 года, по настоящее время для производства богослужения в Мозырь приезжал из Гомеля, приблизительно раза 2-3 в месяц ксендз АНДРЕКУС. Останавли-вался он в костеле. В Мозырь он приезжал утром и в этот же день вечером выезжал обратно в Гомель. В костеле обязанности органиста выполнял я.

С ксендзом АНДРЕКУСОМ я встречался, и иногда в костеле имел с ним беседы, но на политические темы я с ним никогда не говорил. Иногда сам старался завести разго-вор, но он всегда уклонялся от какого либо ответа и обыкновенно переводил разговор на другую тему. Однажды летом, 1933 года АНДРЕКУС вместе с мужем бывшего председателя костельного совета - БОКОВИЧ Эмилией, как его звать не знаю, посетили меня. АН¬ДРЕКУС просил, что бы я достал ему квартиру, так как он хочет переехать в г. Мозырь на постоянное местожительство. На квартире у меня АНДРЕКУС пробыл не больше 30 минут. Квартиру я ему не нашел. Почему он в Мозырь не приехал - не знаю.

Разговора с АНДРЕКУСОМ в отношении организации, цели которой поднятие во-оруженного восстания против Советской власти [...] я не имел. О необходимости вести работу среди польского населения против Советской власти и ее мероприятий [...] АНДРЕКУС мне так же не говорил.

Категорически заявляю, что АНДРЕКУС со мной на политические темы бесед не вел и о его к/р деятельности мне абсолютно ничего не известно.

Я лично считаю, что АНДРЕКУС мне не доверял. Возможно, его заранее, о чем либо предупредила БОКОВИЧ. Помимо того, АНДРЕКУС являлся хорошим прияте¬лем ксендза МУСТЕЙКИСА, с которым я дрался, при чем со мной даже не здоровался. Первое время это же было в Мозыре даже вознаграждение за игру в костеле отдавал через БОКОВИЧ.
Не только с ксендзом АНДРЕКУСОМ, но и со всеми другими ксендзами, с кото-рыми мне приходилось встречаться, я никогда разговора о к/р организации не имел и меня в нее никто не вербовал. Это же относится и к ксендзам КАПУСТА и САКУ. Последний, насколько мне помнится, иногда выражал недовольство Соввластью, но оно не выражалось в систематической форме и не имело за собой какой либо подклад¬ки. С КАПУСТОЙ я вообще в 1930 г. так же как и с АНДРЕКУСОМ разговоров не вел. Он даже в 1930 году уговаривал мою жену, что бы она со мною разошлась. [...]

Больше пока показать ничего не могу, записано с моих слов верно и мне прочитано, в чем и расписываюсь.
[Подпись] - КЛИМОВИЧ
ДОПРОСИЛ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОО (...]
Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области
Д. 2778-е. Т. 9. Л. 89-93.

№ 310

ПРОТОКОЛ
ОЧНОЙ СТАВКИ МЕЖДУ АРЕСТОВАННЫМИ
АНДРЕКУСОМ КОНСТАНТИНОМ АНТОНОВИЧЕМ
и КЛИМОВИЧЕМ СТАНИСЛАВОМ АНТОНОВИЧЕМ

от 21.IX 1933 г. Гор. Минск


ВОПРОС К АНДРЕКУСУ:
Знаете ли вы сидящего перед вами гражданина?
ОТВЕТ:
Да знаю - это КЛИМОВИЧ, житель гор. Мозыря, органист костела.
ВОПРОС К КЛИМОВИЧУ:
Знаете ли вы сидящего перед вами гражданина?
ОТВЕТ:
Знаю - это ксендз АНДРЕКУС, проживавший до ареста в городе Гомеле.
ВОПРОС К АНДРЕКУСУ:
Расскажите, когда и при каких обстоятельствах Вами был завербован в польскую военную организацию КЛИМОВИЧ и в чем выражалось его участие в организации.
ОТВЕТ:
[...] Бывая в Мозыре, я познакомился с местным органистом КЛИМОВИЧЕМ, кото¬рому в феврале м-це 1932 г. предложил вступить в польскую военную организацию [*..] КЛИМОВИЧ на мое предложение согласился.
В последующих встречах на протяжении 1932 г. с КЛИМОВИЧЕМ, я от него полу¬чал сведения о строительстве в Лельчицком районе узкоколейной ж.д. и что там роются окопы. За получаемые сведения [...] я КЛИМОВИЧУ выдал 1000 руб. совзнаками.
ВОПРОС К КЛИМОВИЧУ:
Подтверждаете ли вы показания ксендза АНДРЕКУСА?
ОТВЕТ:
Показания АНДРЕКУСА категорически опровергаю. Членом польской военной ор-ганизации я не состоял, АНДРЕКУСОМ в нее завербован не был.

Очную ставку произвели:

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 2-го ОТД. ОО ПП ОГПУ БССР [...]

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОО МОЗ. ОПЕРСЕКТОРА ГПУ БССР


Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области
Д. 2778-с. Т. 9. Л. 96-97.

№ 311
НАЧ. МОЗЫР. ОПЕРСЕКТОРА ПП ОГПУ БССР [...]
«___» декабря 1933 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 320
21. КОРОТКЕВИЧ КАРЛ ДЕНИСОВИЧ – поляк, 48 лет, подданный СССР, м/грамотный, б/п, не судимый, до и после революции середняк […] житель м. Хойники […] активный приверженец костела. […]
22. ГАПОНЕНКО ВЛАДИСЛАВ МАТВЕЕВИЧ – 1876 г. рождения, поляк, подданный СССР, грамотный, б/п […] быв. Поручик царской армии, награжденный тремя георгиевскими крестами, при гетьманщине служивший начальником варты, бывший секретарь костельного совета, лишен избирательных прав […]
23. КУНЦЕВИЧ ПЕТР ИОСИФОВИЧ – 1898 г., поляк, подданный СССР, с низшим образованием, б/п, в 1925 году привлекался к суду за хулиганство […] быв. Органист костела, за что до 1930 года был лишен права голоса, в Польше имеет брата и 2 сестер. Избирательных прав не лишен […]
46. КЛИМОВИЧ СТАНИСЛАВ АНТОНОВИЧ – 1885 г. рождения, поляк, грамотный, б/п , не судимый, уроженец Виленской губ.- Польша, служитель культа – органист Мозырского костела, женат. Семья из 2 человек, до ареста проживал в гор. Мозыре, избирательных прав лишен.
а) являлся активным членом польской военной организации, ставившей своей целью свержение Соввласти […]
б) по заданию руководителя «ПОВ» ксендза АНДРЕКУСА – в 1932 году собрал и передал ему шпионские сведения о военно-оборонительном строительстве в Лельчицком районе, за что от АНДРЕКУСА получил денежное вознаграждение в размере – 1000 рублей.
в) проводил антисоветскую деятельность против мероприятий, проводимых Сов. властью,
т.е., в преступлениях предусмотренных 64, 68, 72 и 76 ст. ст. УК БССР
Виновным себя НЕ ПРИЗНАЛ […]
Принимая во внимание, что по настоящему делу следствие закончено, а посему руководствуясь постановлением ЦИК СССР от 9-го июня 1927 года – дело представить на рассмотрение Тройки ПП ОГПУ по БССР.
Материал в отношении обвиняемых КУНЦЕВИЧА Петра Иосифовича и ГРИГОРОВИЧА Николая Станиславовича – из настоящего дела выделить – для направления на рассмотрение Коллегии ОГПУ.
ПОМ. НАЧ. МОЗОПЕРСЕКТОРА
ПП ОГПУ ПО БССР […]
НАЧ. ОСОБОГО ОТДЕЛА […]
ОПРЕУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОО [Подпись]
Г. Мозырь. 1933 год.
10-го декабря
[…]
Вещественных доказательств по делу не имеется.
Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, Д.2778-с. Т.2. л.1-68