Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Торговля и Промышленность Европейской России по районам. Выпуск XI. Полесская Полоса. Мозырский район. 1900 год

Состав района: г. Мозырь, волость Азаричская Бобруйского уезда; Каролинская, Копатвевичская, Лучицкая, Мелешкевичская, Михалковская, Петриковская и Слободо-Скрагаловская Мозырского уезда; Автютевичская, Домановичская, Дудичская, Крюковичская, Микуличская, Наровлянская, Хойникская и Юревичская Речицкого уезда Минской губернии.

Количество населения в тыс. душ — 174
Показатель силы района — 23




Поверхность района представляет собой более или менее непроходимую низменность, на которой леса и открытые болота занимают большую часть пространства; исключение составляют распаханные и населённые возвышенности на левом берегу р. Припяти вблизи Петрикова и Мозыря. Район орошается р. Припятью и её притоками. Почву составляют пески, перемежающиеся с тростниковыми болотами; лишь от Мозыря до Наровли по правой стороне Припяти тянется полоса дерновых суглинков. Из полезных ископаемых встречаются железные руды, главным образом по берегам р. Словечно, глина кирпичная и горшечная, а также известняк, пережигаемый здесь на известь. Грузовое движение направляется по судоходной Припяти, сплавным Уборти, Словечно и Птичи, а также по линии Полесских железных дорог Брест—Брянск и грунтовым путям из Мозыря на Бобруйск, Речицу и Житомир (через Овруч). Телеграфные линии идут вдоль железной дороги, а также соединяют Петриков со ст. Коржевкой, Копаткевичи со ст. Птичь, ст. Мозырь через ст. Мозырь и Овруч с Житомиром, Ельск с Наровлей и Юревичи с Лоевом.

Почтово-телеграфные учреждения имеются в Петрикове, Копаткевичах, на ст. Мозырь, в г. Мозыре, Юревичах, Хойниках, Наровле и Ельске; почтовые отделения — в Скрыгалове и Домановичах.

Город Мозырь становится известными с ХIII века, когда он переходил неоднократно из рук в руки между князьями киевского дома. Уже и в то время он имел видное торговое значение, благодаря своему положению на судоходной Припяти. В последствии значение это еще возросло, когда Припять стала одним из звеньев торгового пути между Поднепровьем и Пруссией. В это время достигала значительных размеров августовская ярмарка в Мозыре, на которую съезжались прусские и познанские купцы, скупавшие здесь пеньку, лен, сало, рыбу и кожи. Местные же купцы занимались сплавом лесных материалов в нижнее Поднепровье, откуда суда возвращались с грузами соли и хлеба. В настоящее время экономическое значение района сводится преимущественно к эксплуатации его лесных богатств.

Наиболее характерною для экономической жизни района является промышленность (III тип), представленная разработками леса (586 т. р.) и лесопильными заводами (421 т. р.). Затем видное место принадлежит спичечному производству (VI тип). I тип представлен винокуренным и ректификационным (290 т. р.), пивоваренным (12 т. р.) и мукомольным (7 т. р.) производствами. В торговле района преобладает смешанно-хозяйственный, большая часть оборотов которого падает на бакалейно-мелочную торговлю (521 т. р.), а в некоторой доли —на табачную (53 т. р.) и сахарную (30 т. р.). В V типе выделяется торговля чистою мануфактурою

(407 т. р.) и галантерею (73 т. р.). По I типу следует отметить торговлю мукою (114 т. р.), зерновом хлебом (13 т. р.) и постным маслом (11 т. р.). II тип представлен исключительно кожевенною торговлей, а IV —торговлей железом и скобяным товаром (63 т. р.) и отчасти посудою (13 т. р.). Лесные промыслы доставляют главные заработки местному населению, занимающемуся рубкой леса, подвозом к пристаням и железнодорожным станциям, сплавом его, работами на лесопильнях, а также сидкой дегтя, гонкой смолы, жжением угля. В Мозыре и Петрикове занимаются судостроением. Хлебопашество вследствие скудости почвы едва удовлетворяет потребностям местного населения. Из промыслов, стоящих в непосредственной связи с сельским хозяйством, заслуживают внимания огородничество, особенно процветающее в Петрикове и Бурязи, садоводство, рыболовство по р.р. Припяти и Уборти и наконец бортевое пчеловодство, развывшееся благодаря обилию лесов. Из кустарных промыслов можно отметить лишь бондарный. В районе собирается 29 ярмарок, из них 10 осенних, 5 зимних, 7 весенних и 7 летних.

Грузооборот района.

Главный предмет отпуска района—продукты лесопромышленности находят сбыт в районах среднего и нижнего Поднепровья и отчасти на иностранных рынках. По сбыту же прочих произведений, а в особенности снабжению необходимыми товарами район обнаруживает наибольшее тяготение к киевскому, пинскому и гомельскому рынкам. Необходимыми для местного обихода продовольственными средствами район снабжается главным образом из Малороссии.

Главным предметом отправления района являются лесные грузы (III тип), среди которых выделяются строительный лес (7.597 т. п.), дрова (4.921 т. п.) и шпалы (4.635 т. п.). Главная масса строительного леса идёт сплавом вниз в Екатеринославский (1.698), Киевский (900), Кременчугский (748), Черкасский (500), Васильковский (16) районы, а также к портам Чёрного моря и в нижнее Поднепровье (1.303); кроме того, часть строительного леса поднимается вверх и направляется из Припяти по Огинской системе на Юрбург (275) и через Днепровско-Бугский канал в Вислу, а оттуда на Данциг (886). Железнодорожные отправки строительного леса назначаются заграницу (184) и в Варшавский (160), Юзовский (110), Одесский (90), Алмазненский (70), Брест-Литовский (60), Бахмутский (55), Харьковский (50), Ченстоховский (48), Луганский (40), Пинский (35), Кишинёвский (30), Влоцлавский (27), Кривоозерский (24), Рижский (20), Лодзинский (18), Домбровицкий (17), Балтский (15), Петербургский (13), Нешавский (11), Уманский (11), Могилевский-Подольский (8), Славянский (8), Ново-Трокский (8), Симферопольский (7), Московский (6), Бердянский (6), Либавский (6), Ревельский (5), Проскуровский (4), Рыбницко- Рашковский (3), Радошский (3), Гомельский (3), Николаевский-Херсонский (3) и Гайсинский (2) районы. Водным путем дрова идут в Киевский (2.052), Екатеринославский (88), Васильковский (30) районы, а также в нижнее Поднепровье и к черноморским портам (2.644), по железной же дороге — в Гомель (34), Туровский (6), Пинский (2) и Харьковский (2) районы. Шпалы отправляются водою в Черкасский (1.416), Екатеринославский (1.073), Киевский (848), Кременчугский (201) районы, в нижнее Поднепровье и к черноморским портам (878), а кроме того небольшая партия (164) идёт вверх по Припяти через Днепровско-Бугский канал к Данцигу. По железной дороге шпалы сбываются в Варшавский (7), Домбровский (5), Либавский (5), Воронежский (3) и Алмазненский (2) районы. В значительных количествах также отправляется по III типу древесный уголь (142 т. п.) в Николаевский-Херсонский (39), Харьковский (11), Екатеринославский (10), Криворожский (8), Ново-Бугский (5), Елизаветградский (5), Мариупольский (3), Гуляйпольский (1), Павлоградский (1) районы и водным путём в среднее нижнее Поднепровье (49), деревянные изделия и щепной товар (184 т. п.) — в Екатеринославский (102 т. п., из которых водою 97), Рижский (20), Петербургский (9), Ростовский-на-Дону (7), Либавский (6), Киевский (4), Черкасский (3), Екатеринодарский (2), Московский (2), Новороссийский (2), Кишинёвский (2), Бердянский (2), Кременчугский (2), Лохвицкий (1), Луганский (1), Бело-Церковский (1), Армавирский (1) и Курский (1) районы, клепка (53 т. п.) — заграницу (53), в Либаву (12), Петербург (3), Екатеринослав (3), Подольский (3) и Криворожский (1) районы. Из прочих отправляемых по III типу товаров заслуживают внимания кора древесная (16 т. п.), сбываемая в Клинцовский (8), Новозыбковский (5) и Виленский (3) районы, деготь (14 т. п.) — в Прилукский (4), Новозыбковский (3), Кореневский (2) и Городнянский (2) районы, метлы (4 т. п.)  водою в Екатеринославский район и наконец опилки (37 т. п.) и фашины (19 т. п.) — водным путём в районы среднего и нижнего Подненровья. Главною статьей отправления по VII типу являются спички с местных фабрик (75 т. п.), расходящиеся в Роменский район (9), Ростов-на-Дону (8), Полтаву (4), Одессу (5), Киев (3), Харьков (2), Варшаву (2), Владикавказ (2), Гомель (2), Ливны (2), Орёл (1), Кременчуг (1), Николаев (1), Сумы (1), Балту (1), Елец (1) и Кишинёв (1). Из напитков (VI тип) район отправляет спирт (64 т. и.) в. Петербург (27), Киев (8), Ростов-на-Дону (6), Одессу (4), Речицу (3), Кременчуг (3), Москву (4), Курск (2) и Бахмут (1). Около половины отправляемых грузов I типа составляют хлебные продукты (25 т. п.) — ржаная мука (8 т. п.), рожь (5 т. п.), пшеница (4 т. п.), пшено (3 т. п.) и овёс (2 т. п.), сбываемые по большей части в Туровский район. Кроме того, по I типу район отравляет водою яблоки (10 т. п.) в Киевский (8) и Пинский (2) районы, картофель (8 т. п.) в Туровский район, выжимки (5 т. п.) в Домбровицкий (4) и Варшавский (1) районы. По II типу заслуживает внимания отправка мяса, (8 т. п.) в Варшавский (4), Венгровский (2) и Седлецкий (1) районы и шерсти (2 т.п.) в Белосток (1) и Томашевский район (1). По IV типу район отравляет водным путем камень строительный (24 т. п.) в Чернобыльский район, а по железным дорогам железо не в деле (5) и ламповые стекла (2 т. п.) — в Киевский район. 

Среди прибывающих в район товаров в наибольших количествах поступают грузы I типа, свыше половины, которых составляют хлебные продукты (253 т. п.), причём в наибольших количествах доставляются пшеничная мука (189 т. п.) — из Кременчугского (134, в том числе водою 75), Екатеринославского (водою 19), Киевского (водою 12), Золотоношского (4), Тростянецкого (3), Гомельского (2), Бело-Церковского (3), Прилукского (2), Черкасского (2) и Липовецкого (2) районов, овёс (54 т. п.)— из Роменского (35), Путивльского (9) и Переяславского (водою 3), районов пшено (45 т. п.)—из Петровского-Саратовского (5), Кирсановского (5), Аткарского (4), Роменского (4), Киевского (водою 4), Переяславского (водою 3), Речицкого (3), Положенского (2), Калачского-Донского (2), Пинского (2) и Баландинского (2) районов, ржаная мука (14 т. п.) — из Москвы Конотопско-Бахмачского (3), Речицкого (2) и Бековского (1) районов, отруби (11 т. п.) —водою из Кременчуга. Из прочих прибывающих по I типу товаров заслуживают внимания сахарные продукты (22 т. п.), доставляемые из Винницкого (5), Корюковеко-Костобобрского (5), Киевского (водой) 4), Черкасского (водою 2) и Льговского (1) районов, сено (16 т. п.) — из Сосницкого (7), Корюковско-Костобобрского (2), Городнянского (1) и Борзенского (1) районов, постное масло (12 т. п.) — из Новозыбкова (7) и Гомеля (4) и семена масличные (8 т. п.) —из Мишкинского (4) и Городнянского (2) районов. Главною статьей прибытия по II типу является рыбный товар (38 т. п.), — рыба разная (33 т. п.), подвозимая из Царицына (25), Речицкого (5) и Астраханского (2) районов и сельди (5 т. п.) — из Ошмянского (3), Гомельского (1) и Царицынского (1) районов. Видное место в прибытии занимают грузы IV типа, среди которых в наибольших количествах поступают соль (148 т. п.), доставляемая водою из Екатеринослава (148) и Киева (б), керосин (30 т. п.) —из Саратова (25) и Царицына (3), разные металлические изделия (24 т. п.) — из Пинска (5), Киева (4), Петербурга (3), Виленского (1) и Гомельского (1) районов, железо не в деле (11 т. п.) —из Гомельского (4) и Пинского (3) районов, машины разные (10 т. п.) — частью из Петербурга, частью из Царства Польского и наконец известь (17 т. п.) — водою из Орши. Скромная партия грузов III типа состоит главным образом из строительного леса (66 т. п.), доставляемого из Туровского (62) и Речицкого (4) районов, и шпалы (6 т. п.) — из Туровского района. Снабжение района по VII типу разных бакалейных, гастрономических и прочим мелочным товаром (20 т. п.) производится частью из Киева, частью из Пинска. Небольшие партии бумажно-картонного товара (9 т. п.) прибывают из Петербурга (3), Вилейского района (2) и пр. и спичек (3 т. п.) —водою из Пинска. Мануфактурный товар (14 т. п.) район получает из Лодзи (б), Пинска (2), Гомеля (2) и пр. Кроме того по V типу доставляются веревки и канаты (8 т. п.) главным образом из Гомеля (4).