В цифровом архиве Национальной библиотеки Польши обнаружился интересный материал - альбом фотографий, сделанных офицером Русской императорской армии на территории Беларуси в 1915 году.
На этот год пришелся один из самых драматических периодов Первой мировой войны на восточном фронте - так называемое великое отступление российских армий. Весной 1915 года царская армия потерпела ряд крупных поражений, в нескольких местах был прорван фронт, на передовой начался снарядный голод. В этих условиях российским командованием было принято решение отступать вглубь собственной территории. За лето 1915 г. была оставлена вся Польша, Галиция, значительная часть Беларуси. Сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома и двинуться на восток вместе с отступающими войсками. Автор фотографий - к сожалению, в альбоме не указаны ни его имя, ни фамилия - служил в медицинском отряде 206-го Сальянского пехотного полка (полное название: 206-й пехотный Сальянский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича великого князя Алексея Николаевича полк) и вместе с отрядом прошел путь от Бреста до Бобруйска, попутно фиксируя увиденное на фотопленку. Его фотографии и заметки под ними - живое свидетельство тяжелейшего периода в истории Беларуси.
МОЗЫРЬXXВЕК приглашает своих читателей посмотреть на драматические события Великой войны, развернувшиеся на территории Беларуси летом 1915 года, глазами офицера Русской императорской армии.
1 августа 1915 г. Праздничный обед в честь годовщины учреждения полка. Импровизированные столы выполнены в специальных окопах в лесу под Волчиным
12 августа 1915 г. Последний день эвакуации из Брестской крепости. На фото эвакуационная площадка в районе Тересполя - на земле брошенная мебель и крупногабаритные личные вещи
Историческая справка: командование Русской армии первоначально планировало оборонять Брестскую крепость, несмотря на малочисленность гарнизона и недостаток боеприпасов, но после того как в начале августа пали крепости Новогеоргиевск и Ковно, был дан приказ эвакуировать войска из Бреста.
Историческая справка: эвакуация из города и крепости осуществлялась согласно тактике «выжженной земли». Из тыловых частей были сформированы отряды поджигателей, которые уничтожали покинутые жителями дома и сжигали невывезенное крепостное имущество. Вносили свою толику разрушений и мародеры, орудовавшие в оставленном жителями городе.
Историческая справка: согласно докладу коменданта крепости Брест-Литовск генерала Лайминга, в дни эвакуации в Бресте было разрушено около 80% жилого фонда города.
Историческая справка: в ходе отступления невывезенное имущество и припасы (вместо требовавшихся на нужды эвакуации 600 вагонов было выделено всего 120) уничтожались, саперные роты минировали и взрывали военные склады на территории крепости. Также уничтожались мосты и укрепления.
12 августа 1915 г. Последний обоз из крепости. Автор под этим снимком написал: «Я должен уже садиться в телегу и уезжать»
Историческая справка: в связи с беспрецедентным по количеству потоком беженцев из западных регионов империи в восточные правительство Российской Империи летом 1915 года распорядилось обустроить вдоль путей, по которым шли беженские обозы, так называемые «питательные пункты». На них можно было получить горячую пищу стоимостью до 20 копеек на человека (чай с сахаром и теплый хлеб), фураж для скота и медицинскую помощь. Как видно на фото, созданием подобных пунктов занимались в числе прочих и военные.
Историческая справка: к осени 1915 года Бобруйск превратился в прифронтовой тыловой город. Через него проходили как военные эшелоны на запад, так и тысячи беженцев на восток.
Сентябрь 1915 г. Спуск к реке Березине рядом с домом, в котором разместился медицинский отряд 206-го Сальянского пехотного полка
Осень 1915 г. Пункт помощи беженцам в Бобруйске. Надпись на здании: «Здесь принимаются дети-сироты беженцев»
Осень 1915 г. Пункт помощи беженцам в Бобруйске. Согласно подписи автора тут имелась своя кухня, амбулатория и сиротский приют на 100 человек
На этом событии альбом обрывается. Дальнейшая судьба автора фотоснимков неизвестна, но можно предположить, что он пережил войну и последующие революции. Скорее всего, автор имел польское происхождение, так как все подписи к фотографиям сделаны по-польски, и эмигрировал после демобилизации из Русской императорской армии в новообразованную Польскую Республику. Возможно, поэтому альбом фотографий офицера царской армии и попал в фонды Национальной библиотеки Польши.