Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

История чешской диаспоры на Гомельщине


Несмотря на близость двух стран, схожие черты в языке, менталитете, чешское присутствие на землях Беларуси долгое время носило случайный, единичный характер. Отдельной графы в демографических таблицах чехи не получили, но многие все же осели у нас. Свидетельство тому — имена, фамилии, частично сохранившиеся элементы культуры.


За землей и работой

Казалось бы, что делать чехам в Беларуси? Однако во второй половине XIX века их переселение на наши земли приобрело чуть ли не массовый характер. Причины: экономический кризис, безработица и «земельный голод» в Чехии. С другой стороны, после отмены крепостного права в поме­щичьих имениях Беларуси ощущался дефицит рабочей силы.

Исследователи отмечают три массовые волны немецко-чешской эмиграции с украинских земель на Белорусское Полесье: в середине XIX века, в 1870-х и в начале ХХ века. Хотя основная масса переселенцев прибывала к нам непосредственно с чеш­ских земель, входивших в состав Австро-Венгерской империи.

Например, к 1862 году в имениях помещиков Станислава Горватта (имение Голов­чицы) и Александра Горватта (имение Барбаров) в Речицком уезде Минской губернии имелось 50 семейств, или 185 человек «австрийских подданных». Фамилии: Вахек, Карасек, Протывенский, Бачина, Богач, Барцаль, Гаек, Метелка, Каважик, Поточка, Прохаска, Сынек, Шеда, Доброва, Вандрачек, Шпачек, Якубек, Хмелик, Кучерга, Углиж, Мишак, Воженешк, Ружичка. Имена: Иосиф, Барбара, Иоанн, Франц, Франтишка, Отилия, Карл, Вацлав, Вероника, Томаш, Алеиза, Магдалена, Юзефа, Розалия, Антон, Терезия, Матвей, Ян, Августин, Венцель, Павлина.

Для Нацкомиссии ЦИК БССР был подготовлен документ «Материалы обследования чехов Головчицкого с/с, Наровлянского района от 19-го февраля 1931 г.». Согласно ему, «появление чехов происходит не от основавшихся военнопленных, как некоторые рассказывают, а от привезенных в батраки из Чехо-Словакии». Чехи в Головчицах были «скотниками, садовниками, огородниками, конюхами и кучерами, только в последнее время начали выполнять полевые работы».

Рабочие из Чехии, Словакии, Силезии также нанимались крупными землевладельцами Кеневичами в Мозырском уезде и поселялись в бриневском и дорошевичском фольварках (Петриковщина).

И Горохово, и Волчья Гора

Архивные документы подтверждают чешское присутствие в различных регионах Гомельщины. В 1881 году, к примеру, группа чехов заключила контракт с администрацией гомельского имения князя Паскевича о найме их на лесные работы. Год спустя контракт расторгли по инициативе чехов — их не устроила заработная плата.

По данным всероссийской переписи населения 1897 года в Минской губернии из 652 жителей с родным чешским языком 522 человека проживали в Речицком и Мозырском уездах. Из них мещан было 63 человека, крестьян — 38, иностранных подданных — 421. По «группе занятий» преобладало «земледелие».

Перепись зафиксировала, что в Мозырском уезде на хуторе Чехи Осовецкие проживали 17 человек, в поселке Чехи Каролинские — 61. В Речицком уезде на хуторе Чехи Барбаровские — 50, на хуторе Чехи Головчицкие — 74.

Чехи охотно пополняли ряды местного крестьянства, даже если до этого крестьянами не являлись. Это наглядно иллюстрирует история образования деревни Горохово (ныне — Калинковичский район). В начале 1860-х в Карповичскую волость, имение Липово Речицкого уезда, прибыли около 10 семей чехов, по устной информации, ткачей из Праги. Как почти и все остальные прибывшие чехи, они были католиками. Намереваясь прочно осесть на новом месте, в 1864 году они ходатайствуют о переходе из австрийского в российское поддан­ство и «о присоединении их к православной церкви». Просьба 93 человек (фамилии: Почицкий, Паначек, Ундрачек, Моравек, Субботка, Гаек, Ружичка, Леничко, Карлик, Слезак, Смейкаль) была удовлетворена. Им предоставили участки казенной земли, так и сформировалась деревня Горохово.

Аналогичная картина была с чехами, поселившимися в это же время в деревне Волчья Гора Ровенско-Слободской волости Речицкого уезда.

Лучше, чем поляки

Большинство чешских переселенцев все же были устойчивыми приверженцами римско-католической церкви. К концу XIX века из 652 человек населения Минской губернии с родным чешским языком 473 — католики.

Обустройству чехов на Гомельщине во многом благоприятствовала государственная политика, ограничивающая экономический потенциал польских помещиков после восстания Калиновского. Землю охотнее давали «лицам не польского происхождения». Был издан указ «о распространении на чешских поселенцев западных губерний, принявших русское подданство, льгот в платеже пошлин при совершении актов по переходу к ним имений от польских помещиков».

Хотя и в начале ХХ века сохранялось устойчивое определение местных чехов как «иностранных подданных». К примеру, в списке 1905 года по Речицкому уезду обозначены «австрийские подданные» Иван Бернадский, Антон Покорный, Антон Мика, Франц Травничек, Франц Новатный, Иосиф Покорный, Владимир Шестак. По роду занятий соответственно: винокур, управляющий имением, эконом, поденный рабочий, рабочий по выделке лесных материалов, лесной сторож, колбасник.

Основательно вросли

Весьма деструктивно повлияла на жизнь чешского этноса в Восточном Полесье Первая мировая война. Их подвергали арестам, как военнопленных, садили в тюрьмы или высылали во внутренние российские губернии. Касалось это всех германских и австрийских подданных на нашей территории, достигших 18 лет. Высылке подлежали все иностранные подданные, «не внушающие доверия».

Перспективу развития чешской общины серьезно ограничило «ликвидационное» законодательство в отношении подданных и выходцев из воюющих против России государств. Ряд указов 1915 года запрещал землевладение и землепользование для этой категории населения. Земельная собственность «добровольно» отчуждалась. Списки владельцев имущества, подлежащего отчуждению, до самого конца войны публиковались в местной печати и вывешивались в присутственных местах.

И уже после лихолетья (Первая мировая, советско-германская, советско-польская войны) происходит восстановление и дальнейшее развитие чешской диаспоры на Полесье. Ее заметно пополнили бывшие военнослужащие австро-венгерской армии, попавшие в плен. К примеру, в мае — июле 1917 года в Речицком уезде на сельскохозяйственных работах было занято 448 таких пленных со славянскими именами. Некоторые позже здесь осели. Пленных чехов зафиксировали регистрационные документы 1922 года. Проживали они в деревнях Мухоедовской волости Речицкого уезда. Это Владислав Полесный, Франц Ковтни, Иосиф Лагудка, Антон Борувка, Иосиф Разима, Франц Матья. Кроме одного, все были женаты, имели детей, то есть основательно вросли в Гомельскую землю.

По официальной статистике, в 1922 году в поселке Барбаровские Чехи было 12 дворов и 40 жителей, в поселке Головчицкие Чехи — 14 и 72 соответственно. Всего годом позже в Барбаровских Чехах было уже 11 дворов и 61 человек, в Головчицких — 7 и 80.

По данным всесоюзной переписи 1926 года в БССР насчитывалось 650 чехов и словаков. В Мозырском округе жили 486 человек, в Речицком — 31, Гомельском — 30.

К началу 30-х в Головчицком сельсовете Наровлянского района (бывшее имение Головчицы и поселок Чехи) насчитывалось 50 чешских крестьянских хозяйств. Чехи также компактно проживали в Ельском районе: 20 хозяйств в Анзельмовском (Роза-Люксембургском) сельсовете, в деревнях Санюки, Ремезы, Шарин.

Благодаря проводимому с 20-х годов землеустройству безземельные батраки в обязательном порядке наделялись участками. Из бывших имений их расселяли на так называемые красные поселки. Таким образом, география расселения чехов по Восточному Полесью Беларуси при советской власти постепенно расширялась. Пока естественным образом этнос не растворился в титульной нации.

Впрочем, найти чешские корни на Гомельщине не так трудно. Ориентирами служат характерные фамилии, а также старинные вещицы чешского происхождения, хранящиеся во многих семьях.

Источник: gp.by
© Правда Гомель