Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

История Мозырского театрального искусства

А. Р. Кугель. 1915 г. Рисунок П. Лебединского из фондов Музея театрального и музыкального искусства. Фоторепродукция В. Дюжаева
«Искусство должно радовать людей, в этом и единственно в этом его смысл, назначение, цель и необходимость», - утверждал в журнале «Театр и искусство», 1911.-№1, наш земляк - Александр Рафаилович Кугель.

В 1897 году с помощью жены, в то время известной артистки Суворинского театра, Зинаиды Холмской создает журнал «Театр и искусство» и как редактор возглавлял его более 20 лет. Вел регулярную «Заметки», «Театральные заметки». Затрагивал все зрелищные искусства, много внимания уделял провинции ( особенно Мозырскому театру), вопросам актерского быта, правовым проблемам, не отрывал театр от общих процессов развития искусства, от требований жизни. Еще Александр Рафаилович утверждал, что «лишенная страсти критика скучна». В споре с Ф. Сологубом говорил о необходимости «одарить жизнь идеями, а не покинуть жизнь ради идей».

Журнал печатался в Мозырской типографии Х.В. Кугеля на весь театральный мир Российской империи. Также типография печатала заказы на пьесы из разных театров С.-Петербурга и Российской империи. Благодаря постоянным статьям и заметкам о Мозырском театре, труппу
часто приглашали на гастроли по Российской империи и за рубеж, где они выступали с большим успехом.

В своих ежегодных зарубежных поездках Александр Рафаилович внимательно изучает наряду с «большим» искусством маленькие кабаретные театры Германии и Франции: «На подмостки таких театров следует смотреть… как на одну из граней театра. То, что слишком интимно, тонко, индивидуально в своем творчестве… что литературно образованно и поэтому скучно для мещанской публики – все это стремиться в кабаре» («Театр и искусство», 1908.-№48). Кугель ссылается на значение смеха, не умолкающее в кабаре: непонимание смеха, презрение смеха он считает признаком недостатка культуры…

В свое время он писал, что «нет искусства более свежего и оригинального, чем наше»(«Театр и искусство», 1910.-№10.-С.221.).

Вместе с Холмской 6 декабря 1908 года открывает театр «Кривое зеркало», вначале как кабаре со столиками в Театральном клубе Союза драматических и музыкальных писателей (с 1910года в театральном помещении на Екатерининском канале). В журнале «Театр и искусство» пишет: «Это первый опыт театра «миниатюр», который я считаю дальнейшим и притом неизбежным этапом в развитии театрального дела». В то время еще молодые Станиславский и Немирович – Данченко постигают театральное дело и мастерство у Александра Кугеля. Далекий от политики Александр( Авраам) Рафаилович Кугель (14/26 августа 1864г.р. Мозырь, Минской губернии – 5 октября 1928г. г. Ленинград) принял Октябрьский переворот, по меньшей мере насторожено. Пришлось расстаться с любимым журналом, немалые трудности переживало и «Кривое зеркало». В новой обстановке Кугель - критик утратил былой авторитет, чувствовал себя никому не нужным, уступив место молодым «горланам, главарям». И все же покинуть Россию не захотел, хотя такая возможность представилась во время гастролей театра в Польше в 1925-м году. До последних дней руководил «Кривым зеркалом», театром, хотя и утратившим прежнюю значимость, но
оказавшим влияние на развитие сатирических жанров. Станиславский и Немирович – Данченко перебрались в Москву и развивали театральное искусство там.

И на 65-м году жизни Александр Кугель умирает. Но благодарные ученики о нем не забыли. В 1929 году Министерством культуры СССР были выделены деньги на проект драматического театра в г. Мозыре ( вопрос, о котором был поднят Станиславским , все время постройки контролировал его), в память о Кугеле Александре Рафаиловиче. И в 1932 году театр был открыт. Так как проект был создан в Москве, здание драматического театра в Мозыре не похоже на театры Белоруссии. Здание довольно таки большое ( площадью: 3285 квадратных метров) имеет два зала : большой и малый. В большом зале вертелась сцена, была сделана оркестровая яма, в которой играл струнно – духовой оркестр и работала суфлерская, было 5 лож: 4 боковых и центральная, и балкон со ступенями с двух сторон; театральное кафе на первом этаже и лестницу на второй этаж от кафе в малый зал.

У театра была театральная студия и костюмерная с ателье по пошиву театральных костюмов, которые шились не только для Мозырского театра. Они принимали заказы от других театров и Дворцов культуры. Во время Великой Отечественной войны, когда Красная армия
находилась на подступах к Мозырю, при бомбежке одна из бомб попала в здание. Но к концу 1944 года, довольно таки быстро , он был восстановлен. После войны возобновила свою работу и театральная студия, и театральное кафе, и театральное ателье. Позже уже старались сценой не вертеть (она требовала ремонта в 80-е годы и очень скрипела) в большом зале.

Тогда в те далекие годы о нашем земляке помнили такие большие люди огромной страны. В С.- Петербурге 22 октября 2002 года была создана Театральная премия: «Лучший театральный критик» имени Александра Кугеля через конкурс. Инициатором проведения конкурса и его учредителем Премиального фонда стало «Театральное товарищество 814» под руководством Олега Меньшикова.

Литература:
1.Янковский, М. Александр Кугель //Кугель, А. Театральные портреты.- Л.;1967.
2. Русские писатели: Энциклопедия.Т.3.- М.;1994.
3. Эстрада России ХХ век: Энциклопедия.- М.: Олма – Пресс, 2004.-С.314-316.
4. Архив СССР.- М.; 1935.

Составитель Анна Булаш