Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Речной порт "МОЗЫРЬ" - История предприятия


Недалеко от Мозыря в поселке Пхов раскинулся порт. Круглые сутки кипит здесь работа. Зимой в мастерских вспыхивают огни электросварки- идет ремонт судов. Ремонтируются они и летом, на плаву. Железнодорожные составы привозят сюда грузы. Высокие краны подают их в трюмы судов. Порт "Мозырь" связан со многими городами страны, отсюда доставляют грузы и в социалистические страны.

Об истории его создания можно узнать в музее, размещенном здесь же, на берегу.

В 1916 году в Пхове организовывается перевалочная база для переработки грузов, преимущественно угля, поступающего сюда по Припяти. На разгрузке каждой баржи работали 30 - 40 человек, и проводилась она вручную, что задерживало каждое судно у пристани на несколько суток. Грузы, поступавшие в те годы в порт, отправлялись на запад и были предназначены в основном для военных целей. А транспортные средства - гончаки, плававшие по Припяти в 1915-1916 годах, принадлежали мозырскому и киевскому купцам. В 1916 году заканчивается строительство железнодорожного моста через Припять, староречье заполняется насыпью и таким образом создается затон порта "Мозырь" ("Пхов"), существукдций доныне.

В то время и порту базировалась речная флотилия, состоящая из небольших моторных катеров.

В 1917 году здесь сосредоточивается военная флотилия и начинает активно взаимодействовать с войсками Западного фронта. Как свидетельствуют архивные документы, военные моряки принимают самое непосредственное участие в установлении Советской власти в Мозыре. Среди них - первый председатель Мозырского ревкома Баранов, матросы-большевики Седых, Воронин, Радыгин.

В 1918 году Мозырь и порт в Пхове захватили кайзеровские войска и банды атамана Петлюры. Были разрушены портовые сооружения. После освобождения города и порта войсками Красной Армии здесь базировалась Припятская военная флотилия, которой командовал П. И. Пашкин. Вскоре она объединилась с Днепровской.

Затем - оккупация войсками буржуазной Польши. Снова огромные разрушения...

В 1920 году организацией "Западолес", а потом "Лесбел" ( нынешняя Припятская сплавная контора) на территории порта создается новая лесная перевалочная база. В ее распоряжении был один моторный катер и пароход "Луна".

Началось восстановление разрушенного хозяйства. К началу 1932 года был полностью расчищен затон порта. На берегу строили жилые дома. Для осуществления железнодорожно-водных перевозок из станции Пхов на речную пристань была проведена железнодорожная ветвь.

Припять эксплуатировалась Днепропетровским речным пароходством. В него входили речные пристани в Мозыре, Петрикове, Турове, Чернобыле с судоремонтными мастерскими. В 1933 году было основано Днепро-Двинское речное пароходство, с центром в Гомеле (ныне -Верхне-Днепровское).

Тогда же организовали пассажирское движение по Припяти в сторону Турова, куда ходил пароход "Прогресс", и Киева - пароходы "Беларусь", "Красная звезда" и "Товарищ", позже переименованный в "О. Ю. Шмидт".

После освобождения западных областей Белоруссии и Украины от гнета буржуазной Польши перевозка грузов по Припяти намного увеличилась, особенно нефти и хлебопродуктов. "Черное золото" тогда перевозилось в специальных судах. В Турове функционировала нефтебаза.

В 1941 году мирный труд портовиков был прерван войной. Мозырские речники встали на защиту Родины. Много боевых дел на их счету.

В 1944 году, например, петриковский бакенщик Юрий Малашкевич провел советские катера через минные заграждения. Это способствовало неожиданности удара по врагу.

Свято чтят на Петриковщине память о славном сыне - Николае Чалом. Родился он в 1915 году в городе Купянске Харьковской области. В мае 1944-го он - младший лейтенант, командир группы 66-го отдельного отряда Днепровской военной флотилии. Как командир головного отряда участвовал в четырех десантных операциях.

В боевой биографии Чалого есть такой эпизод: высадившись с отрядом на занятый врагом берег в районе деревни Скрыгалово, Чалый умело организовал преодоление густой сети колючих и минных заграждений противника. Быстро определив расположение сил врага, обошел его с флангов и, приняв на себя весь шквал артиллерийско-минометного и пулеметно-ружейного огня, обеспечил высадку десантных частей Красной Армии, не имея при этом потерь.

Действуя на самых ответственных направлениях. Чалый со своим отрядом занял крупный узел обороны противника - деревню Конковичи, обеспечив тем самым быстрое продвижение частей Красной Армии в направлении Петрикова.

Под руководством Чалого группа десантников провела успешные операции по разгрому вражеских группировок в районе Белковичей, Мицзуров, Новоселок.

Горячий бой был у деревни Дорошевичи, возле Петрикова, где Чалый руководил десантом. Моряки должны были захватить плацдарм и удерживать его до подхода основных сил 55-й стрелковой дивизии.

И вот десантники атакуют. Фашисты начали отступать. Чалый поднялся во весь рост, за ним моряки. И не сразу заметили друзья, как их командир схватился за грудь и осел на землю. Рана была смертельной...

Моряки похоронили героя на крутом берегу Припяти. Здесь же, на братской могиле после войны был установлен обелиск отважному воину, Герою Советского Союза. Его именем названа улица в Петрикове.

Помнят земляки и бывшего начальника мозырской группы 6-го военного восстановительного отряда Николая Радзевича. Днем и ночью он пропадал на Припяти. Сделал, казалось, невозможное - под его руководством были подняты со дна затопленные суда. За самоотверженный труд Радзевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Добрым словом вспоминают и Сергея Головаху - командира пховской группы того же отряда.

Современный порт "Мозырь" - это мощное предприятие, которое полностью механизировано, оснащено новой техникой.

Недавно в распоряжение порта поступили новые теплоходы ледокольного типа "Арктика" и "Сибирь". Ранней весной, когда становится рыхлым снег и чернеет лед, идут они по Припяти и взламывают ледяной "покров, ускоряя тем самым наступление навигационного периода.

Чтобы ощутить трудовой размах тружеников порта, достаточно привести такие цифры: в год порт перерабатывает около 3 миллионов тонн грузов, грузовые и пассажирские суда проходят не менее 420 миллионов тоннокилометров. По голубым волнам Припяти вверх и вниз "снуют" комфортабельные катера на подводных крыльях, мощные буксиры тянут баржи в братские республики. Сегодня Припять - своеобразная дорога дружбы и сотрудничества.

источник mozyr.adstd.com