Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Речной автобус "Заря"


Теплоходы "Заря" - пассажирские скоростные мелкосидящие глиссирующие суда проектов 946, Р-83 и их модификации - предназначены для местных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам.  Строились с 1965 года на Московском судостроительном и судоремонтном заводе, всего построено около 400 единиц. Самая массовая серия советских скоростных пассажирских судов.


Теплоходы имеют водометный движитель, машинное отделение в кормовой части, ходовую рубку в носовой части, полузаглубленный пассажирский салон в средней части.

Отличительной особенность теплохода является возможность производить посадку и высадку пассажиров в местах не оборудованных причальными сооружениями. Благодаря особой форме днища "Заря" может носовой частью выходить на берег (уклон берегового дна должен быть более 5 градусов), что позволяет осуществлять посадку и высадку без спуска трапа.

Корпус теплохода "Заря" выполнен заодно с надстройкой из алюминиево-магниевого сплава. Обводы комбинированные: в носовой части корпус имеет обратную килеватость (тип "морские сани") с переходом в нормальную килеватость в кормовой части. Такие обводы глиссирующего корпуса позволили решить ряд задач:

- обеспечить малое гидродинамическое сопротивление при движении в режиме глиссирования;

Благодаря форме днища и водометному движителю "Заря" может плавать по неглубоким засоренным водоемам, в том числе и лесосплавным рекам с обилием деревянного мусора.

Пассажирский салон теплохода выполнен по автобусной схеме - вдоль каждого борта стоят по одиннадцать трехместных сидений. Между сиденьями центральный проход. Входные двери расположены в носовой части судна слева и справа.

Силовая установка - один двигатель М401 (на ранних модификациях - М400), наддувный бескомпрессорный , V-образный, 12-ти цилиндровый, номинальная частота вращения коленчатого вала 1450 об/мин.

Радиооборудование - КВ радиостанция, УКВ радиостанция.

Спасательное оборудование: спасательные круги, надувной плот.

Экипаж не менее 2 человек: капитан и помощник. На коммерческих линиях в экипаж также включается кассир.

Теплоходы "Заря" строились по двум проектам 946 и Р-83. В рамках каждого проекта существуют модификации, имеющие незначительные отличия.

Теплоходы проекта Р-83 отличаются от более ранних проекта 946 угловатыми формами надстройки, отсутствием верхних иллюминаторов, улучшенной шумоизоляцией, формой воздухозаборника, иным расположением гальюна.

Теплоход "Заря" часто называли "речным автобусом".

Теплоходы "Заря" были распространены практически на всех судоходных реках бывшего СССР, кроме того, экспортировались в Польшу, Чехословакию, Китай, и возможно, в другие страны.

Основная часть теплоходов проекта 946 в настоящее время списана и разобрана в металлолом. Большинство теплоходов проекта Р-83  сохранились, но эксплуатация значительной части из них прекращена. Основная причина - огромный расход топлива и масла, что при современных ценах на нефтепродукты делает эксплуатацию теплоходов этого типа (как и других скоростных судов) убыточной. Вдобавок, двигатели этих судов давно выработали свой ресурс. Эксплуатация оставшихся в строю теплоходов "Заря" продолжается в основном в малонаселенных районах со слаборазвитой дорожной сетью (Якутия, Красноярский край, Тюменская область, Север Европейской части России), где водный транспорт в летнее время порой является единственно возможным средством сообщения с поселками, расположенными по берегам рек. В некоторых местах теплоходы "Заря" работают на коротких пригородных линиях (в основном возят дачников), используются как пассажирские паромные суда или работают на прогулочно-экскурсионных линиях. Есть сведения о том, что на некоторых теплоходах "Заря" штатные двигатели заменяются на менее мощные (150-300 л.с.) и более экономичные. Скорость хода при этом снижается до 18-25 км/ч.