"Русская Народная Добровольческая Армия, борющаяся против большевиков за свободу всех народов и за мир всему миру, призванная на помощь представителями Свободного Белорусского Народа перешла сегодня границу установленную прелиминарным миром."
(Телеграмма генерала Булак-Балаховича и Савинкова
маршалу Пилсудскому и генералу Врангелю)
Итак, 6 ноября 1920 года Русская Народная Добровольческая Армия (РНДА) покинула нейтральную зону и перешла в наступление. Движение осуществлялось 4 колонами:
Севернее Припяти, с задачей овладения Калинковичами и перспективой развития наступления на Жлобин, наступала 2-я (Минская) пехотная дивизия полковника Микоши. Из неё изъяли Витебский полк, но взамен дали Уланский из состава Кавалерийской Дивизии. В итоге численность этой колоны составила 3000 штыков и 150 сабель, при 8 орудиях. Предполагалась поддержка этой колоны железнодорожным полком (наступление велось вдоль Полесской железной дороги), но бронепоезд разоружён поляками.
На юге в направлении на Овруч производила демонстрацию Крестьянская бригада.
В центре, по правому берегу Припяти, наступала ударная группа в составе 1-й пехотной дивизии, Кавалерийская дивизия (без Уланского полка) и Витебский полк 2 ПД. За ударной группой выдвигалась 3-я пехотная дивизия. Общая боевая численность этих двух колон составляла 6400 штыков, 800 сабель, 6 орудий.
Вероятно, снижение численности артиллерии в центре (а 1 и 3 ПД в сумме должны были бы иметь 13 орудий) так же связано с разоружением польской стороной. По крайней мере, польская сторона заявляла о разоружении "тяжёлой батареи", оставшейся на польской стороне.
Но даже с этими потерями преимущество балаховцев над двумя "красными" стрелковыми бригадами (22-я из состава 8 СД, и 29-я из 10-й СД), выдвигавшимися к границе, было значительным. Они были разбиты и со значительными потерями отступили. 29-я стрелковая бригада в дальнейшем упоминается среди участников боёв, а вот 22-ю я потом "обнаружил" лишь конце ноября, под Слуцком. Возможно, её вывели на доукомплектование. Но, может быть, я просто не внимательно искал.
8 Ноября части Балаховича достигли Петрикова. К вечеру следующего дня 1-я дивизия прошла местечко Скрыгалово и двинулась на Скрыгалову Слободу (ныне Слободка) в двадцати километрах от Мозыря.
Командование 16 армии, пыталось перехватить инициативу, отдало приказ на наступление двух брига 10-й стрелковой дивизии. Однако, в реальности, они сами были выбиты с позиций и вынуждены отступить. В 16-40 10 ноября Псковский полк 1-й дивизии вошёл в Мозырь. Вскоре туда же подтянулись партизанский полк и кавалерийские части.
В тот же день Островский пехотный полк, при поддержке Туземного кавалерийского полка (группа Жгуна), переправился через Припять и занял местечко и железнодорожную станцию Калинковичи – важный железнодорожный узел на пересечении Полесской железной дороги с рокадной линией Жлобин-Шепетовка. При этом был захвачен штабной вагон 10 СД. Штаб и командир дивизии сумели прорваться на станцию Василевичи. Централизованное управление войсками на некоторое время было утеряно. Так же на участке Мозырь-Калинковичи был блокирован красный бронепоезд.
На севере Уланский полк оторвался от 2-й дивизии, перешёл железную дорогу и лесными дорогами пробирался к Копаткевичам. Переправившись через Птичь, полк должен был с максимально возможной скоростью двигаться на Домановичи, чтобы перерезать железнодорожную ветку между Мозырем и Жлобином и задержать переброску под Мозырь частей из-под Бобруйска.
В целом, первая задача наступления была решена. 12 ноября в Мозырь прибыл Булак-Балахович.
Источник: francis-maks.livejournal.com