Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Бронекатера на Припяти и Березине


В мозырской и калинковичской районных историко-документальных хрониках «Память» приведены интересные факты об участии в 1919-1920 годах моряков советских Днепровской и Припятской военных флотилий в боях с польскими интервентами. Есть там и фотографии людей, служивших на канонерских лодках «Губительный», «Громовой», «Могучий», «Грозный», «Мстительный» и «Гордый», тральщике «Патрон». В мирное время это были обычные буксиры и небольшие пароходы, курсировавшие с товарами и пассажирами из Мозыря в Пинск и Киев. В годы Гражданской войны они были реквизированы у прежних владельцев, вооружены малокалиберной артиллерией и станковыми пулеметами. По боевой мощи эти речные суда сильно уступали типовому миноносцу тех времен, но даже на них краснофлотцы вершили славные дела. «С рассветом 28 июня (1920 г. – В.Л.) – читаем в боевой сводке штаба ДВФ - противник повел наступление крупными силами на д. Гряда и м. Юровичи, открыл сильный пулеметный огонь по кораблям. После артогня «Грозного», «Патрона» и высадки десантного отряда флотилии противник в панике бежал. Взяты пленные, 5 пулеметов». Между тем, как свидетельствуют архивные документы, в боях с интервентами на Припяти кроме названых судов также активно участвовали и отличились экипажи нескольких новых бронекатеров американской постройки. Как же они очутились в наших местах?
Еще в годы 1-й мировой войны по распоряжению командующего русским Западным фронтом генерала А.Е. Эверта на Припяти была сформирована военная речная флотилия под командованием капитана 1 ранга С.Р. Ливрона. Это был опытный, служивший на крейсерах офицер, участник русско-японской войны, кавалер нескольких боевых орденов. Личный состав (12 офицеров и 483 «нижних чина», из них около 100 матросов-штрафников, списанных с линкора «Гангут») был прислан на Беларусь с Балтийского флота. Штаб флотилии располагался в Мозыре, плавсредства – в порту Пхов. В марте 1916 года из США через Владивосток по Транссибирской железнодорожной магистрали на специальных платформах в Москву были доставлены восемнадцать бронекатеров, построенных американской фирмой «Муллинз и К».


Оттуда шесть из них были отправлены на Западную Двину, а остальные – на Припять. Все военные специалисты признавали, что для своего времени «Муллинзы» поистине были маленьким шедевром кораблестроения. Водоизмещение бронекатера составляло 10 тонн, длина – 9,2 метра, ширина – 2,5 метра, осадка – 0,9 метра, экипаж – 7 человек. Мощный бензиновый движок «Стерлинг» обеспечивал приличную скорость и дальность плавания. Во вращающейся башне была установлена 37-мм пушка (на нескольких катерах – станковый пулемет), корпус имел 7-мм броню, надежно предохранявшую от пуль и мелких осколков. Низкий силуэт, сочетание быстроходности, брони и мощного вооружения катера идеально подходили для ведения боевых действий на реках и озерах.


В конце мая – начале июня того же года они прибыли на платформах по железной дороге на железнодорожную станцию Мозырь-Калинковичи, а оттуда к Пхову, где были выгружены мощным подъемным краном. До середины осени экипажи приводили здесь свои кораблики в готовность и усиленно занимались боевой подготовкой. В октябре два бронекатера были отправлены по железной дороге на Дунай (где и погибли год спустя), еще несколько – на озеро Нарочь. Шесть единиц остались на зимовку у Мозыря. Весной и летом 1917 года подняв Андреевские флаги, они совершили несколько успешных набегов на вражеские позиции в районе Пинска, потерь не имели. Однако после Февральской революции, и затем, после взятия власти большевиками, российские армия и флот стали быстро разваливаться, удерживать фронт стало некому. На зимовку бронекатера вытащили на берег в порту Пхов, где их и захватили немцы, занявшие 24 февраля 1918 года Мозырь и Калинковичи. Еще раньше экипажи БК были демобилизованы и разошлись по домам, но не все. В последней, за 1918 год, метрической книге калинковичской Свято-Никольской церкви имеются записи о женитьбе «революционных матросов» на местных барышнях.


Немцы передали катера своим союзникам, украинским националистам-«гетманцам», которые использовали их для патрульной службы на Припяти. На исходе осени произошла революция в Германии, после чего советское правительство немедленно отменило грабительский Брестский мир. Красная армия двинулась на восток и в январе 1919 года все шесть «Муллинзов» были захвачены ей на тех же эллингах под береговыми навесами на Пхове. Они были быстро отремонтированы, включены в состав уже советской Припятской военной флотилии и приняли участие в отражении польского наступления. Из хроники боевых действий известно, что в начале августа, когда в Калинковичах и Мозыре было объявлено военное положение, при ж.д. станции Мозырь-Калинковичи (на месте, где сейчас Калинковичская межрайбаза) была устроена тыловая база флотилии. Здесь складировались, а затем доставлялись по назначению поступавшие из Петрограда и Кронштадта боеприпасы и горючее, военное снаряжение и обмундирование. 26-го сентября в связи с ликвидацией Припятской военной флотилии и передачей ее кораблей в состав Днепровской флотилии, калинковичская речная база была перемещена в Гомель.

В последний день октября при помощи бронекатеров ДВФ была отбита мощная атака польских войск, пытавшихся захватить переправы через Припять в районе Мышанка-Михновичи-Жаховичи. Известно, что на «красной» флотилии тогда служило немало местных уроженцев. В их числе было немало мозырян, калинковичане М.Н. Ковальчук и С.И. Бухман, В.И. Суздальцев из Гряды, А.Л. Молчан из Ракова. В середине ноября наступили сильные холода, река начала покрываться льдом, и корабли флотилии получили приказ следовать на зимовку в Гомель. Однако не все из них сумели пробиться через крепчавший час от часу ледовый покров. Несколько боевых единиц (в том числе и два «Муллинза») остались на зимовку в Юровичах и в итоге сильно поврежденными попали ранней весной следующего года в руки поляков. А 28 июня, как уже было сказано, корабли ДВФ, поддерживая наступление Красной армии, вновь вернулись в наши места. Утром следующего дня, после боев у Малых и Больших Автюков, были освобождены Калинковичи и Мозырь, корабли прибыли на свою бывшую базу в Пхов. 6-го июля поляки, подтянув подкрепления, пытались контратаковать вдоль железнодорожного полотна на участке Мышанка-Кацуры, но были отбиты спешно подошедшими сюда по Припяти канонерками и бронекатерами «красных». 8-го июля стал последним днем польской оккупации калинковичской земли, затем корабли флотилии пошли к Пинску и дальше на запад.

В июне 1931 года четыре капитально отремонтированные и модернизированные катера «Муллинз» вошли в состав воссозданной Днепровской военной флотилии с бортовыми номерами 202, 203, 204, 205. Они участвовали осенью 1939 года в освобождении Западной Белоруссии, а затем вошли в состав Пинской военной флотилии. В Великой Отечественной войне катера-ветераны участвовали с ее первого дня. Бронекатер 205 погиб геройски погиб 26 июля 1941 года в ходе ожесточенного боя с фашистами. Накануне командование оборонявшей Гомельщину 21-й советской армии получило от разведки сведения о переправе крупных сил противника на восточный берег Березины у Паричей и направило туда отряд кораблей в составе монитора «Смоленск», бронекатеров 202, 204 и 205. Под покровом сгущавшейся темноты они смогли незаметно миновать линию фронта и занять боевые позиции вблизи вражеской переправы. Ровно в 22.00 по скопившейся у мостов живой силе и технике фашистов был открыт массированный артиллерийский огонь. Спустя полчаса переправа была полностью разрушена. Пылали, были разбиты или утонули в реке несколько танков, десятки орудий, тягачей и автомашин с бензином и боеприпасами, погибли сотни вражеских солдат. Выполнив боевую задачу, отряд повернул обратно, но у д. Судовица попал под плотный артиллерийский огонь врага. Шедший впереди под командованием младшего лейтенанта С.Ф.Сутужко бронекатер 205 сразу же получил шесть прямых попаданий, но вел ответный огонь и даже успел прикрыть остальные корабли дымовой завесой. Монитор и два бронекатера прорвались к своим, но 205-й горел, потерял ход и начал тонуть. По приказу командира оставшиеся в живых члены экипажа покинули катер вплавь. Его изувеченные останки были подняты летом 2007 г. с пятиметровой глубины членами шкловского военно-патриотического клуба «Поиск».
Катер № 204 погиб от артиллерийского огня противника в конце августа 1941-го во время прорыва остатков Пинской военной флотилии в Киев, а катера №№ 202 и 203 участвовали в обороне Киева и были взорваны их экипажами при отступлении 18 сентября. Но уже летом 1944 года оба катера были подняты советскими водолазами со дна Днепра. Они были отремонтированы, снабжены новыми орудиями танкового образца и включены в состав 1-го гвардейского Пинского дивизиона бронекатеров. В октябре 1944-го их экипажи отличились при освобождении польских городов Сероцк и Зегже. В июле 45-го оба катера участвовали в параде во Франкфурте-на-Одере, а в октябре того же года в Киеве закончился их славный, начинавшийся у Мозыря и Калинковичей, боевой путь. Впоследствии ветераны советского речного военного флота были разоружены, использовались для учебных и хозяйственных целей. Автор этих строк видел один из них на плаву осенью 1969 года в киевском учебном отряде ВМФ СССР.

В.А. Лякин