Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Наши Земляки - Михаил Яковлевич Финберг 1947 год

Михаил Яковлевич Финберг родился в абсолютно немузыкальной семье. Его мама была прачкой, папа – простым рабочим. Жили под Мозырем в деревне Мелешковичи. В 1947-м году родители переехали в Мозырь, где будущий дирижер и появился на свет. В доме, который перевезли из деревни, жили большой семьей, а одну из комнат сдавали музыканту любительского духового оркестра. Сегодня маэстро вспоминает, с каким интересом он тогда рассматривал альт квартиранта. «У меня было много братьев и сестер, – говорит он. – Один из братьев дал мне как-то барабанные палочки. И, побарабанив, помахав ими в свое удовольствие, я захотел пойти в музыкальную школу и поступил в первый класс. Начал заниматься на скрипке. Инструмент брали напрокат в музыкальной школе, что стоило дорого, а купить свой и вовсе не было возможности».

В Минское музыкальное училище попасть с первого раза он не смог. После пятой неудачной попытки решил попробовать стать воспитанником военного оркестра в Курске. Играл на нескольких инструментах, но остановился на тромбоне. «В Курском музучилище моими педагогами были выпускники Московской консерватории, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Через несколько лет я перевелся в Минское музыкальное училище, в военный оркестр штаба БВО. Учебу не бросал. А когда стал лауреатом одного из конкурсов, поступил в Белгосконсерваторию на первый курс по классу тромбона. Был круглым отличником, окончил консерваторию экстерном, за четыре года. Мне все время хотелось быть ближе к эстраде, тянуло к дирижерскому делу».

Попав на работу в Минский цирк, Михаил Финберг создал оркестр, который по мастерству стал лучшим в системе цирков страны. Он работал с выдающимися мастерами советского цирка – Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным, знаменитым Карандашом… Специально для них писал музыку, делал различные аранжировки.
21 февраля 1987 года Михаил Яковлевич был назначен художественным руководителем и главным дирижером нового оркестра. Тогда он назывался «Концертный оркестр Беларуси». «Я стал собирать новый коллектив, – рассказывает маэстро. – И всю дальнейшую свою жизнь прожил в оркестре. Рано начинаю работать, очень поздно заканчиваю. Я бескрайне люблю Беларусь и сделал бы все, чтобы благодаря оркестру еще больше знали и еще больше любили мою страну».

Когда Финберг только начинал работу в концертном оркестре, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня его коллективом сделано больше двух десятков таких программ, посвященных классикам белорусской литературы – Максиму Богдановичу, Янке Купале, Якубу Коласу, Аркадию Кулешову, Владимиру Короткевичу, Адаму Мицкевичу... Это своеобразная антология белорусской эстрадной песни.
Оркестр под управлением Финберга сопровождал многие фестивали и в Москве. Оркестр в России полюбили, он стал невероятно популярен. А уж в самой Беларуси без его участия сегодня невозможно себе представить ни «Славянский базар», ни любой другой фестиваль. Да и вообще невозможно представить Беларусь без созданных по инициативе Михаила Финберга фестивалей в древних городах Синеоокой – Несвиже, Заславле, Мире, Молодечно, Турове, Мстиславле. Сегодня, например, когда страна и вся Европа празднуют 200-летие со дня рождения уроженца Беларуси – Наполеона Орды, все заслушиваются музыкой этого композитора и его друзей-современников в исполнении Национального концертного оркестра Беларуси.

«Мне трудно понять, что такое отдельно Беларусь и отдельно Россия, – признается Михаил Яковлевич. – Я являюсь сенатором Беларуси и знаю, какие силы прилагаются для укрепления дружбы между нашими народами. Мы, деятели искусства, со своей стороны тоже делаем для этого все возможное». Оркестр под управлением Финберга не однажды участвовал в пленумах Союза композиторов России. В Москве его коллектив провел конкурс «Ступень к Парнасу», на телевидении им записано 678 программ «Угадай мелодию». А сколько новогодних огоньков прошло на российском канале НТВ с участием оркестра, сколько проведено авторских вечеров выдающихся композиторов, которые работали с оркестром!

Михаил Яковлевич с гордостью говорит о том, что в Москве за эти годы сделаны 33 программы, посвященные закладке имен 33 звезд композиторов и певцов на Площади звезд. 30 апреля 2004 года над Москвой взошла и звезда Михаила Финберга. Торжественный акт закладки звезды на Площади звезд увенчался пятичасовым концертом белорусского коллектива. Многие звезды российской эстрады ради этого даже отложили собственные гастроли.
Михаила Финберга называют «человек-оркестр» не только потому, что он – профессионал с большой буквы, но и потому, что он по-настоящему живет любовью к музыке. «Мои друзья – это мои музыканты. Моя семья – это мой оркестр, – признается маэстро. –  Дирижер должен быть человеком очень собранным. Много работать над собой, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Этому надо отдавать все свое время, всю свою жизнь. Есть, конечно, у меня друзья детства. Есть люди, с которыми мне хочется встречаться. Не буду называть их имена – кто со мной остался, тот остался до конца. А в оркестре музыканты – самые мои дорогие и близкие люди. У меня много друзей в Москве. Я дружу со всеми ведущими артистами – Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Игорем Демариным. Я счастлив, что мне и в Кремлевском дворце, и в концертном зале «Россия» довелось исполнить концерт Давида Тухманова с лучшими российскими композиторами, четырежды исполнял концерты Максима Дунаевского, включая посвященный закладке его звезды в Москве. Множество программ Александры Пахмутовой было сыграно также моим оркестром, последнюю из которых мне удалось сделать заново на фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве несколько лет назад. Все композиторы России и Беларуси – близкие мне люди. Многих, увы, уже нет в живых: Юрия Саульского, Андрея Петрова, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского... Но я буду их помнить, сколько будет биться мое сердце. И играть их музыку».


автор: Марина КУТУЗОВА
источник: www.ng.by