Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Быт Мозырян


Путешествуя с относительным комфортом автотранспорта по асфальтированным нашим дорогам, ругая колдобины и выбоины, мы даже и представить не можем, сколько препятствий и трудностей приходилось преодолевать нашим далеким предкам, отправляясь в дорогу по сухопутью! Необъятные лесные чащи, топкие болота, озера, малые и большие реки – на пути их встречалось множество. В конце 70-х – начале 80-х годов 19в только на Мозырщине насчитывалось 101 река и 30 озер, которые в половодье сливались вместе, образуя настоящее море. На поверхности оставались лишь островки суши насквозь пропитанные влагой.

Сами дороги по обыкновению оставляли желать лучшего. Да и что это были за дороги? В условиях полесской природы прежде всего приходилось иметь дело с гатями, бродами, запрудами, переправами и мостами. Гати тянулись на десятки верст, по непроходимой трясине. Причем дороги, о которых идет речь, были отнюдь не второстепенными. К примеру, древнейшая дорога до Князь-озера (Красного озера) на Озераны и Туров в одном из мест на 13 верст состояла из сплошной гати, которая буквально колыхалась под путниками на зыбком болоте. Отправляясь из Якимовской Слободы через Мозырь на Волынь дорогой первого разряда приходилось преодолеть 158 верст и встретить на пути 20 мостов и 36 гатей. Общая протяженность последних составляла 11 км. А вот к Минску через Слуцк вела дорога второго разряда длиной в 324,5 верст, которая содержала в себе 19 мостов и 182 гати. И это лишь несколько примеров, которых, впрочем, достаточно для общего представления. Для полноты картины добавлю только, что в половодье гати затоплялись, весной и осенью дороги становились непроходимы, а передвижение по ним – опасно и весьма затруднительно.

Так что же такое гать? Нам сегодня трудно представить подобное сооружение. А состояло оно из настила… веток, реже применяли бревна. Простейшую гать делали из одного только слоя ветвей, укладывая их поперек дороги. Для большей же прочности сначала вдоль дороги клали слой так называемых фашин (связанных в пучки веток), а сверху – поперек – набрасывали слой хвороста. Еще более прочное основание требовало уже нескольких слоев фашин. Все слои связывались воедино канатами, укреплялись дополнительно вбитыми кольями. Все это пересыпалось землей, чтобы не оставалось между слоями пустот. Поверхность же дороги состояла из насыпанного сверху крупного песка слоем не менее 15 см.

Если дорога проходила через места, затопляемые половодьем, ее приподнимали над уровнем розлива, как, впрочем, делают так и сейчас. Землю для строительства дороги брали тут же, а потому по обе стороны гати образовывались глубокие канавы, полные воды. Предприимчивые полешуки использовали их с не меньшей пользой: плавали по ним в лодках, перевозя сено, дрова и другие грузы,  а весной сплавляли лес и лесоматериалы.

После затяжных полесских паводков гати, запруды, переправы и мосты нуждались в ремонте. Содержать их в исправности приходилось жителям близлежащих населенных пунктов. И все же путешествие по этому так называемому сухопутью превращалось в настоящую пытку, ежеминутно грозило опасностями и обходилось довольно дорого даже на собственных лошадях. Куда удобнее было зимой, когда грязь подмерзала, а воду сковывало льдом. И люди действительно этим пользовались, подвозя к сплавным рекам и складируя на берегу различного рода товары. А по весне грузы отправляли по воде. Водным способом сообщения часто пользовались и путешественники, находя в нем не только дешевизну, но и удобство.