Ирина Степановна Мазуркевич (род. 20 августа 1958, Мозырь, БССР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1994). Народная артистка Российской Федерации (2007)
Родилась 20 августа 1958 года в Мозыре (ныне Гомельская область Беларуси). С ранних лет Ирина начала заниматься художественной гимнастикой. Восемь лет занятий привели к тому, что ее выправка и стройность остались с ней на многие годы. В 15 лет Ирина, окончив восемь классов, уехала из родной Белоруссии в Горький. Случилось так, что её подружки узнали, что в Горьковском театральное училище идёт дополнительный набор. Из всех четверых повезло лишь Ирине, а подружки вернулись домой. Спустя год Ирине улыбнулось счастье. В училище приехал ассистент режиссера Виктора Титова, который готовился снимать на "Мосфильме" спортивную драму "Чудо с косичками". Взяв фото, ассистент уехал. Затем Ирину несколько раз вызывали на пробы, после чего, наконец, утвердили. Ещё не успел выйти на экраны фильм "Чудо с косичками", а её фото, попавшее в картотеку "Мосфильма", заметил режиссёр Александр Митта. Он приступал к картине "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Последовали пробы, после которых Митта некоторое время колебался между кандидатурой Мазуркевич и другой претенденткой.
Выбор на Ирину пал благодаря Владимиру Высоцкому, к которому режиссёр обратился с вопросом, с кем бы он хотел сниматься. Таким образом, семнадцатилетняя девушка, только окончившая первый курс училища, попала в окружение настоящих "звёзд" — Алексея Петренко, Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина. Однако, как признаётся Ирина, до съёмок она смутно представляла, с какими великими актёрами ей придётся играть. Между ними возникли по-настоящему дружеские отношения.
В 1977 году Ирина окончила Горьковское театральное училище. В выпускном спектакле "Много шума из ничего" на неё обратил внимание Игорь Петрович Владимиров, главный режиссёр Театра Ленсовета. Он был в тот год председателем ГЭК (обычно им был московский режиссёр) и тут же пригласил её в свою труппу. Ирине, как и всем начинающим актрисам, пришлось пройти массовку. Вместе с Ларисой Луппиан (женой Михаила Боярского) в спектакле "Левша" они по очереди танцевали блоху и изображали народ. Актриса вспоминает: "Нам, кстати, нравилось играть в массовке! Даже там недопустимо "отбывать" на сцене безразлично, с холодными глазами, зритель всё видит...". Ирину Мазуркевич и Анатолия Равиковича свёл спектакль "Малыш и Карлсон". Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Свадьбу они сыграли в июле 1980 года.
В кино у Ирины дела шли прекрасно. В 1979 году ей довелось сыграть в музыкальной комедии Наума Бирмана "Трое в лодке, не считая собаки", где снимались такие звёзды кино, как Андрей Миронов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лариса Голубкина, Зиновий Гердт и другие. Затем последовала роль в картине Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово". Но, к сожалению, впоследствии кино не очень баловало её вниманием. Иногда актриса и сама отказывалась от ролей, то ей не хотелось ехать на съёмки, а то и вовсе "предлагали такой бред!". Порой её вызывали на пробы и не утверждали. Но всё это не слишком огорчало Ирину, которая была более озабочена работой в театре. Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х она сыграла несколько больших ролей. Но и в театре она была занята не так часто, как ей хотелось бы. Среди редких больших работ — спектакли "Спешите делать добро" и "Зинуля", которые остались для актрисы одними из самых любимых. Не видя для себя будущего, Ирина Мазуркевич в 1988 году покинула Театр имени Ленсовета и перешла в Театр комедии имени Н. П. Акимова, где постепенно выдвинулась в ряд ведущих актрис.
Сегодня без неё трудно представить Театр комедии.
В её репертуаре:
• Зоя Пельц в спектакле "Зойкина квартира";
• Миссис Пейдж — "Виндзорские проказницы";
• Стеффи Блондел — "Хочу сниматься в кино";
• Эмилия Марти — "Средство Макропулоса".
В спектакле "Средство Макропулоса" по пьесе Карела Чапека героиня Ирины Мазуркевич в течение всего времени борется за рецепт вечной жизни, но, в конце концов, прожив 300 лет и постигнув всю меру одиночества человека, живущего бесконечно, отказывается от вечной жизни. Эту роль актриса считает одной из лучших в своей творческой биографии.